В то время
проходил Иисус в субботу засеянными
полями;
ученики же Его взалкали и
начали срывать
колосья и есть (Мф. 12,
1)
И почему Он, все предвидя,
привел их туда, как не потому, что хотел
разрешить субботу? Он того хотел, но не
просто. Вот почему Он никогда не нарушает
субботы без причины, а только представляет
благовидные к тому случаи: чтобы и закону
положить конец, и иудеев не оскорбить.
Бывают, впрочем, случаи, при которых Он
нарушает субботу независимо от
обстоятельств; так, когда помазывает
брением очи слепому и когда говорит:
Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5,
17). А поступает Он таким образом для
того, чтобы в последнем случае прославить
Отца Своего, а в первом — вразумить
слабых иудеев. Так Он и здесь поступает,
применяясь к потребностям природы.
Явных грехов ни в каком
случае нельзя защищать... Здесь же,
представляя в оправдание голод, Спаситель
освободил учеников от всякого обвинения.
Но ты лучше подивись ученикам, которые
столько были воздержны, что вовсе не
имели попечения о вещах телесных, но
мимоходом приобщались телесной трапезы
и, несмотря на то что истаивали всегдашним
голодом, не отступали от Христа. Если
бы ведь не сильный голод вынуждал их,
они бы так не поступили. Что же фарисеи?
Фарисеи, увидев это, сказано, сказали
Ему: вот, ученики Твои делают, чего не
должно делать в субботу (Мф. 12, 2). Здесь
они не очень жестоки. Хотя и можно им
быть таковыми, но они не сильно
раздражаются, а обвиняют просто. Когда
же Господь велел протянуть сухую руку
и исцелил ее, тогда они так рассвирепели,
что приняли даже намерение погубить и
умертвить Его. Там, где ничего не
происходит великого и достославного,
они молчат; но где видят спасение
кого-нибудь, ожесточаются, возмущаются
и приходят в крайнее неистовство. Так
для них ненавистно спасение человеческое![7–1–39–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|