Когда же вошел
Иисус в Капернаум, к Нему подошел
сотник и просил
Его: Господи! слуга мой лежит дома
в расслаблении
и жестоко страдает (Мф. 8, 5–6)
Некоторые говорят, что
он в оправдание свое представил и
причину, почему не привел и его самого.
Невозможно было, говорят, привести
расслабленного, который мучился и
находился при последнем издыхании. А
что отрок находился при последнем
издыхании, об этом свидетельствует
Лука: при смерти. Но, по моему мнению,
это означает великую веру сотника, и
гораздо большую, нежели какую имели
свесившие (расслабленного) сквозь
кровлю. Так как он ясно знал, что довольно
и одного повеления, чтобы восстал
лежащий, то почел излишним приводить
его.
Что же делает Иисус?
То, чего прежде нигде не делал. Во всех
других случаях Он сообразовывался с
желанием просителей, а здесь Сам
предупреждает желание сотника и обещается
не только исцелить, но и прийти в его
дом. А это делает для того, чтобы мы
познали добродетель сотника. Если бы
Он не обещал этого, а сказал только: иди,
да исцелится отрок твой,— тогда бы мы
совершенно не знали о его добродетели.
То же самое, хотя противоположным
образом, сделал Он и с женой финикийской.
Здесь, без приглашения, добровольно Сам
обещает прийти в дом, чтобы ты познал
веру сотника и великое смирение.
Финикиянке же отказывает в даре и
ожиданию ее как бы не подает надежды.
Как опытный и проницательный врач, Он
умеет из противного производить
противное. Так, здесь веру сотника
открывает через добровольно обещанное
пришествие, а там веру женщины — через
продолжительную отсрочку и отказ…
Итак, что же говорит
сотник? Я недостоин, чтобы Ты вошел под
кров мой (Мф. 8, 8). Послушаем это мы,
намеревающиеся принять Христа,— ведь
и ныне можно Его принимать,— послушаем,
и поревнуем, и примем с таким же тщанием.[7–1–26–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|