Иисус, зная
помышления их, сказал им:
всякое царство,
разделившееся само в себе, опустеет...
...и всякий город или
дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
И если сатана сатану изгоняет, то он
разделился сам с собою: как же устоит
царство его? (Мф. 12, 25–26).
Фарисеи и прежде обвиняли
Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой
Веельзевула. Но Он тогда не обличал их,
чтобы дать им время еще из больших чудес
познать Его силу и из учения — Его
величие. Но так как они не переставали
говорить о Нем то же, то Он, наконец,
обличает их. И, во-первых, доказывает
Свою Божественность тем, что открывает
их тайные помышления, а во-вторых, тем,
что легко изгоняет бесов. И как ни
бесстыдно было их обвинение (а зависть,
как я сказал, не заботится о том, что
сказать, только бы сказать что-нибудь),
Христос все же не пренебрегает им, но
защищается со свойственной Ему кротостью,
научая нас поступать кротко с врагами.
Так поступил Спаситель
и с фарисеями, яснейшим образом показывая,
что они говорят ложь. Имеющему беса
несвойственно было показывать столь
великую кротость и знать тайные
помышления. Фарисеи, частью потому, что
их мнение было слишком бесстыдно, а
частью по опасению народа, не смели
обнаружить своих обвинений, держали их
в уме. Но Спаситель, желая показать им,
что Он знает и самые мысли их, не упоминает
о том, в чем они обвиняли Его, и не
обнаруживает их злобы, но опровергает
их возражения, предоставляя собственной
их совести уличить их во лжи. У Него было
только одно попечение — доставлять
пользу согрешающим, а не обнаруживать
их согрешений. Если бы Он захотел
продолжать Свою защиту и посрамить
фарисеев и потом подвергнуть их
жесточайшему наказанию, Он весьма легко
мог бы сделать это. Но Спаситель, оставив
все это, старался только о том, чтобы
истребить в них любовь к прениям, научить
кротости и через то сделать способнее
к исправлению. [7–1–41–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|