Тогда
некоторые из книжников и фарисеев
сказали:
Учитель!
хотелось бы нам видеть от Тебя знамение...
...Но Он сказал им в
ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет
знамения; и знамение не дастся ему, кроме
знамения Ионы пророка (Мф. 12, 38–39).
Где теперь ищущие
знамений? Пусть услышат они, что более
всего нужно сердце, чувствительное к
добру. А если его не будет, то от знамений
нет никакой пользы. Вот ниневитяне
уверовали и без знамений, а иудеи,
видевшие столько чудес, сделались только
худшими, обратили себя в жилище
бесчисленного множества бесов и навлекли
на себя тысячи бед. Так и должно быть по
суду правды. Кто, однажды освободившись
от зла, не сделается благоразумнее, тот
подвергнется наказаниям, которые гораздо
тягостнее прежних. Спаситель для того
и сказал: не обретает покоя (ст. 43), чтобы
показать, что наветы бесовские непременно
и необходимо обрушатся на тех, которые
не воспользовались своим избавлением.
В самом деле, надлежало бы таким людям
сделаться благоразумнее по двум причинам:
первая из них — мысль о тяжести прежнего
страдания; вторая — ощущение драгоценности
избавления. К этим причинам можно
присовокупить и третью — угрозы,
заставля-ющие опасаться, чтоб не случилось
чего хуже...
Впрочем, сказанное
теперь об иудеях относится не к ним
одним, а и к нам, если мы, просветившись
и избавившись от прежнего зла, опять
прилепляемся к прежним порокам. За
грехи, совершенные нами после просвещения,
мы понесем более тяжкое наказание.
Потому-то Христос и расслабленному
сказал: Вот, ты выздоровел; не греши
больше, чтобы не случилось с тобой чего
хуже (Ин. 5, 14). И это сказано человеку,
тридцать восемь лет лежавшему в болезни.
Ты спросишь: что ж еще хуже этого могло
с ним случиться? Могло постигнуть его
наказание, гораздо более жестокое и
несносное.
Не дай Бог
нам на самом деле испытать все те
страдания, каким мы можем подвергнуться![7–1–43–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|