Не можете
служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24)
Помыслим и ужаснемся,
что заставили мы сказать Христа —
сравнить богатство с Богом! Если же и
представить это ужасно, то не гораздо
ли ужаснее на самом деле работать
богатству и его самовластное владычество
предпочитать страху Божию?
Итак, что же, скажет
кто-нибудь, ужели не могло быть этого у
древних? Нисколько. Как же Авраам и Иов
угодили Богу? — спросишь ты. Не о богатых
упоминай мне, но о тех, которые
раболепствовали богатству. Иов был
богат, но не служил маммоне; имел богатство
и обладал им, был господином его, а не
рабом. Он пользовался им как управитель
чужого имения, не только не похищая
чужого, но и собственное отдавая неимущим;
и что всего более, он не услаждался тем,
что имел у себя, как сам свидетельствовал
об этом, говоря: радовался ли я, что
богатство мое было велико? (Иов. 31, 25).
Потому-то и когда лишился богатства, не
скорбел. Но ныне не таковы богатые: они,
будучи несчастнее всякого пленника,
платят дань маммоне, как некоему жестокому
тирану. Любовь к богатству, овладев их
сердцем, как бы некоторой крепостью,
непрестанно дает им оттуда свои повеления,
дышащие беззаконием, и ни один из них
не противится этим повелениям.
Итак, не мудрствуй
излишне! Бог однажды и навсегда сказал,
что служение Богу и маммоне не может
быть соединено вместе. А потому ты не
говори, что может быть соединено. Когда
маммона велит похищать чужое, а Бог
повелевает отдавать и собственное
имущество; когда Бог повелевает вести
жизнь целомудренную, а маммона — жить
блудно; когда маммона повелевает
упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив,—
обуздывать чрево; когда Бог повелевает
презирать настоящие мирские блага,
а
маммона — прилепляться к ним; когда
маммона заставляет удивляться мраморам,
стенам и крышам, а Бог — все это презирать
и почитать истинную мудрость: как же ты
говоришь, что служение Богу и маммоне
может быть соединено вместе? [7–1–21–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|