О доме, основанном
на камне
Так как Он все уже
рассказал о будущем, упомянув и о Царстве,
и о неизреченной награде, и об утешении,
и о всем прочем, тому подобном, то после
этого, желая и здесь доставить Своим
слушателям плоды, показывает, как сильна
добродетель и в настоящей жизни. В чем
же состоит эта сила добродетели? В том,
что с нею живут безопасно, не колеблются
ни от каких несчастий, стоят выше всех
гонителей. Что может сравниться с этим?..
Он один со многим избытком стяжал такую
безопасность, в пучине настоящей жизни
наслаждаясь великою тишиною. И подлинно:
удивительное дело, что он не в приятную
погоду, но во время жестокой бури — при
великом смятении и при постоянных
искушениях — нимало не может колебаться.
Пошел дождь, и разлились реки, говорит
Спаситель, и подули ветры, и устремились
на дом тот, и он не упал, потому что
основан был на камне (Мф. 7, 25).
Здесь дождем, реками и
ветрами Он иносказательно называет
человеческие несчастья и злоключения,
как то: клевету, наветы, скорби, смерть,
погибель ближних, оскорбления от других
и всякое другое зло, какое только бывает
в настоящей жизни. Но душа праведного,
говорит Он, ничем не побеждается. Причина
этого в том, что она основана на камне.
Камнем здесь Христос
называет твердость Своего учения. И
поистине, заповеди Его гораздо тверже
камня: с помощью их праведник становится
выше всех волн человеческих, так как
кто тщательно соблюдает эти заповеди,
тот побеждает не только гонения людей,
но и козни диавольские.
И что сказанное не одни
высокопарные слова, свидетель тому Иов,
который при всех кознях диавольских
остался непоколебимым. В том же могут
удостоверить и апостолы, которые при
устремлении на них всех волн вселенной:
и народов, и тиранов, и своих (соплеменников),
и чужих, демонов и диавола и при всех
ухищрениях — стояли тверже камня и все
это разрушили. [7–1–24–2, 3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|