Иоанн Златоуст:
Не судите (Мф.
7, 1)
Что же, скажешь ты, если
кто прелюбодействует, неужели я не
должен сказать, что прелюбодеяние есть
зло, и неужели не должен исправить
распутника? Исправь, но не как неприятель,
не как враг, подвергая его наказанию,
но как врач, прилагающий лекарство.
Спаситель не сказал: не останавливай
согрешающего, но: не суди, то есть не
будь жестоким судиею; притом же это
сказано не о важных и явно запрещенных
грехах, как уже мною было и прежде
замечено, но о таких, которые и не
почитаются грехами. Потому Он и сказал:
Что ты смотришь на сучок в глазе брата
твоего? (ст. 3).
Многие и ныне так
поступают: видя монаха, имеющего излишнюю
одежду, обыкновенно представляют ему
закон Господень, хотя сами постоянно
только и занимаются хищениями и
лихоимством. Или, видя, что он употребляет
нескудную пищу, делаются жестокими
обвинителями, хотя сами каждый день
пьянствуют и упиваются, не зная того,
что через это, при своих грехах, готовят
для себя больший огонь, и лишают себя
всякого оправдания...
Лицемер! вынь прежде
бревно из твоего глаза (ст. 5). Здесь
Спаситель хочет показать великий Свой
гнев к тем, которые осуждают ближних.
Действительно, всякий раз, когда Он
хочет показать тяжесть какого-либо
греха, великость наказания за него и
Свой гнев, Он обыкновенно начинает
укором. Так, например, и требовавшему
(от своего товарища) сто динариев Христос
с негодованием говорит: Злой раб! весь
долг тот я простил тебе (Мф. 18, 32); так
точно и здесь употребил слово лицемер.
Строгий суд о ближнем показывает не
доброжелательство, а ненависть к
человеку; и хотя осуждающий носит личину
человеколюбия, но на самом деле исполнен
крайней злобы, поскольку подвергает
ближнего напрасному поношению и обвинению
и восхищает место учителя, сам не будучи
достоин быть даже учеником. Потому
Христос и назвал его лицемером.
[7–1–23–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|