Почему ученики
Иоанновы постятся…
Могут ли печалиться
сыны чертога брачного, пока с ними жених?
(Мф. 9, 15). Прежде Он наименовал Себя
врачом, а теперь называет женихом,
открывая этими наименованиями неизреченные
тайны. Он мог бы сильнее обличить их
такими словами: вы не имеете права
постановлять законы касательно поста!
Какая польза в посте, когда душа исполнена
лукавства, когда обвиняете других, когда
осуждаете их, сами имея бревна в глазах
своих, и все делаете для того, чтобы
показать себя? Прежде всего должно
изгонять тщеславие и исполнять все
добродетели, как то: любовь, кротость,
братолюбие.
Но Христос не говорит
ничего такого, а со всею кротостью
отвечает им: Могут ли печалиться сыны
чертога брачного, пока с ними жених,
напоминая им чрез то слова Иоанна:
Имеющий невесту есть жених, а друг
жениха, стоящий и внимающий ему, радостью
радуется, слыша голос жениха (Ин. 3, 29).
Смысл же слов Христовых следующий:
настоящее время есть время радости и
веселья; итак, не делай его временем
печали. А пост действительно имеет в
себе нечто печальное, не по своему
свойству, но потому, что ученики еще
слабы, хотя, напротив, для желающих
любомудрствовать он составляет приятное
и вожделенное занятие.
Впрочем, не этим только
Спаситель заграждает уста учеников
Иоанна, но и другим способом, когда
говорит: Придут дни, когда отнимется у
них жених, и тогда будут поститься…
Отвечая на слова противников, Он вместе
с тем начинает предсказывать и о Своем
страдании, заранее приучая учеников
Своих помышлять о происшествиях, по
видимому скорбных. Если бы Спаситель
сказал об этом им самим, это было бы для
них тяжко и прискорбно, потому что и
впоследствии речь о страдании приводила
их в смущение. Но когда это говорилось
другим, то для учеников слышать было
менее тягостно. А так как и страдание
Иоанна, как я думаю, надмевало учеников
его, то настоящими словами Спаситель
низлагает и это их высокомерие.[7–1–30–3–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|