Иоанн Златоуст:
Об укрощении
бури на озере
И когда вошел Он в
лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на
море, так что лодка покрывалась волнами;
а Он спал (Мф. 8, 23–24).
Когда Бог имеет намерение
совершить что-нибудь чудесное, то сначала
предустраивает многое для утверждения
его в памяти людей, чтобы они не забывали
совершенного Им чуда. Так и Моисей
сначала страшится змия... и потом уже
видит совершающееся чудо; так и ученики
ожидали сначала себе погибели, а потом
получили спасение... Вот почему Спаситель
и предается сну. В самом деле, если бы
буря случилась во время Его бодрствования,
то они или не устрашились бы, или не
стали бы Его просить, а может быть, даже
не подумали бы, что Он может совершить
подобного рода чудо...
Человек иначе смотрит
на то, что случается с другими людьми и
что случается с ним самим. Так как ученики
видели всех других облагодетельствованными,
а себя самих не получившими никакого
благодеяния и были беззаботны (они ведь
ни хромы не были, и никакой другой
подобной болезни не имели) и потому им
надлежало собственным чувством испытать
Его благодеяния, то Он попускает восстать
буре, чтобы им через спасение от нее
сильнее почувствовать Его благодеяние.
Вот почему Спаситель совершает чудо и
не в присутствии народа, чтобы не обвинили
учеников в маловерии; но, взявши их с
Собой одних, исправляет, и прежде
укрощения волнения вод укрощает волнение
душ их, укоряя их такими словами: что вы
так боязливы, маловерные? (Мф. 8, 26) и
вместе научая, что не нашествие искушений,
но слабость духа производит страх. А
если кто скажет, что ученики не по страху
и не по маловерию приступили к Иисусу
и разбудили Его, то я скажу, что это-то
самое особенно и было доказательством
ненадлежащего их о Нем мнения. Они были
уверены в том, что Он, встав, может
укротить бурю, но что может сделать это
и во время сна — в этом не были уверены.[7–1–28–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|