Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Жития Святых arrow Дионисий Радонежский, преподобный, архимандрит Троице-Сергиевой лавры
Дионисий Радонежский, преподобный, архимандрит Троице-Сергиевой лавры

Дионисий Радонежский — архимандрит Троице-Сергиевой лавры, почитается в лике святых как преподобный. Память: 12 мая по старому стилю, а также в Соборах Тверских, Радонежских и Московских святых.

Давид Зобниновский родился около 1570 года в городе Ржеве, его родителями были: отец – Федор, мать – Иулиания. При крещении ему было дано имя Давид (в Память преподобного Давида Солунского). Затем родители его переселились вместе с ним в город Старицу. Согласно свидетельствам, известным из жития Дионисия Радонежского, с самого младенчества в нем присутствовала склонность к смирению, а также усердие к учебе и добродетели. Отец Григорий, духовный отец Дионисия пророчествовал о своем духовном сыне "он некогда будет нашим отцом".

Когда юноша Давид обучился грамоте и достиг совершеннолетия, по настоянию родителей он женился. Имя жены было Васса, от которой он имел детей, Василия и Косму. Будучи женатым, Давид стал священником при церкви Богоявления в одном из владений Старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря - в селе Ильинском, Раменской волости, Старицкого уезда (ныне д. Глебово Старицкого района), где служил в течение шести лет, приблизительно с 1595 по 1601 гг.  После смерти жены Вассы и детей он оставил свой дом и пришел в Старицу, где и поступил в Богородицкий Монастырь и принял постриг с именем Дионисий (1601-1602гг.). Здесь он вскоре стал казначеем, затем архимандритом.

В 1605-1610 гг. Дионисий  - архимандрит Старицкого Богородицкого монастыря, а с 1610 г.  - настоятель Троице-Сергиевой Лавры.

Это было Смутное Время - время безвластия, польско-шведской интервенции, время стихийных бедствий, тяжелейшего экономического, политического и социального кризиса в стране.

В это смутное время по благословению Дионисия были отведены больницы для раненых, устроены дворы и странноприимные дома для людей прибывающих из Москвы и других городов, оставшихся без крова во время польско-литовского нашествия. Дионисий был попечителем неимущих, раненных, пострадавших в это непростое время. Помощь раненым и уход за больными, питание алчущих и предоставление крова бездомным – вот основные занятия троицких иноков того времени. Когда московские купцы, корыстно используя время разрухи, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все запасы монастырской пшеницы, сбив цену и сохранив жизнь тысячам людей.

Благословение князя Дмитрия Пожарского и Косьмы МининаВ 1611–1612 г. совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным Дионисий писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву. 18 августа 1612 г. архимандрит Дионисий около горы Волкуши благословил ратников ополчения Козьму Минина и Дмитрия Пожарского на изгнание поляков и литовцев из Москвы.

27 ноября 1612 г. при освобождении Москвы Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском, 26 апреля 1613 г. Дионисий принимал в Троице-Сергиевом монастыре ехавшего в Москву Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в его венчании на царство.

 С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период между патриаршества (1612 - 1619). Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 года преподобного Дионисия в еретичестве. Лишенный права священнослужения и отлученный от Церкви, он был заточен в Новоспасский монастырь, где его хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 году иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608 - 1644) и вернувшегося из польского плена патриарха Филарета (1619 - 1633) прекратило его заточение, и он был оправдан. Преподобный Дионисий известен строгим соблюдением монастырского устава, личным участием вместе с братией в монастырских работах и устроением обители после осады Лавры. Житие и канон преподобного написаны келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сотрудником преподобного Дионисия в деле исправления Богослужебных книг.

Фрагмент иконы Собор святых учеников прп. Сергия Радонежского. 2-я пол. XIX в.(Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры)Оживление хозяйственной жизни после окончания Смуты дало возможность Дионисию возобновить в 20-х гг. работы по благоустройству и украшению обители. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная церковь во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом преподобного Никона, освященная 21 сент. 1624 г., в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви.

Настоятельство Дионисия принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом монастыре. Дионисий установил обычай на многие праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов.

Дионисий обратил внимание на хранившиеся в монастыре полузабытые к тому времени рукописи переводов и сочинений преподобного Максима Грека. Благодаря Дионисию была приведена в порядок могила преподобного Максима Грека у Свято-Духовской церкви, а к концу. 20-х гг. XVII в. имя ученого грека было окружено в монастыре особым пиететом: на него ссылались троицкие старцы во время споров о правке книг. В 20-х гг. XVII в. была предпринята серьезная работа по собиранию и переписке произведений прп. Максима, тогда было составлено Троицкое собрание его сочинений.

Другое крупное начинание, предпринятое при участии Дионисия, связано с именем его учителя Германа (в миру Георгий Иванович Тулупов). В Старице священник Георгий вместе с монахом Гурием Ржевитиным учил грамоте юного Давида Зобниновского. Приняв постриг в Троице-Сергиевом монастыре около 1626-1627 гг., он «повелением и благословением» Дионисия в 1627-1632 гг. составил Четьи-Минеи, в которых большее место, чем обычно, заняли Жития русских святых. Одно из направлений деятельности Дионисия было поднятие неудовлетворительного уровня образованности насельников Троицкой обители.

Рака с мощами прп. Дионисия в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Фотография. 2006 г.До последнего дня, несмотря на болезнь, Дионисий совершал богослужение. Перед кончиной он просил постричь его в великую схиму и во время совершения обряда скончался. Днем преставления преподобного считается 12 мая (24 мая нового стиля) 1633 года.

Мощи Дионисия по повелению патриарха Филарета были привезены в Москву в Богоявленскую церковь за Ветошным рядом, где первосвятитель совершил отпевание.

Дионисий похоронен в Троице-Сергиевом монастыре у юго-западного притвора Троицкого собора. В настоящее время мощи святого почивают под спудом в Серапионовой палате у Троицкого собора.

 

Использованы материалы: православный календарь портала Православие.Ru, сайт города Старица, сайт Свято-Троицкая Сергиева Лавра.  

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї