Довольно для
каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34)
Когда же Христос говорит,
что завтрашний день сам будет заботиться
о своем, то говорит это не потому, будто
бы день заботится о себе, но так как Он
говорил с простым народом, то, желая
сделать слова Свои выразительнее,
олицетворяет время сообразно общему
обыкновению. Здесь Он предлагает только
совет, но впоследствии времени поставляет
это уже в закон, говоря: не берите с собою
ни золота, ни серебра, ни меди в поясы
свои
(Мф. 10, 9). Сперва на деле, а потом
и словом Он устанавливает новый, твердый
закон, отчего и слово Его, будучи прежде
утверждено самыми делами Его, легко
было принимаемо.
А что Он Свое учение о
бесстрастии к земному доказал самыми
делами Своими, то послушай, что Он
говорит: Сын Человеческий не имеет, где
приклонить голову(Мф. 8, 20). И не
довольствуется одним только собственным
примером, но и в учениках представляет
нам тот же пример, когда и им внушил не
заботиться о земном, и не допустил ни в
чем нуждаться. Но смотри, Его попечение
превышает нежность всякого отца.
Заповедую это, говорит Он, не для иного
чего, как только для освобождения вас
от излишних забот, потому что если ты
сегодня будешь заботиться о завтрашнем,
то опять и завтра тебе нужно будет
заботиться. Итак, к чему излишнее? <...>
Чтобы сильнее тронуть
Своих слушателей, Христос олицетворяет
самое время и представляет его как бы
обиженным и вопиющим против напрасной
обиды, которую они учиняют ему. Ты получил
день для того, чтобы заботиться о
принадлежащем ему. Для чего же возлагаешь
на него и попечение другого дня? Ужели
забота о себе не составляет для него
достаточного бремени? Для чего же более
надлежащего отягощаешь его? Но когда
это говорит Законодатель наш и будущий
Судья, то подумай, какие утешительные
Он подает нам надежды, когда Сам
представляет жизнь нашу столь бедственной
и трудной, что и попечение одного дня
может нас озлобить и сокрушить. [7–1–22–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|