Не
прелюбодействуй!
Всякий, кто смотрит на
женщину, говорит Он, с вожделением, уже
прелюбодействовал с нею в сердце своем
(Мф. 5, 28), то есть кто привык засматриваться
на телесную красоту, уловлять прелестные
взоры, услаждать таким зрелищем свою
душу и не сводить глаз с миловидных лиц,
тот уже любодействует. Христос пришел
избавить от злых дел не только тело, но
еще более душу. Так как благодать Духа
Святого мы принимаем в сердце, то
Спаситель прежде всего его и очищает.
Но как, скажешь, возможно освободиться
от пожелания? Если только пожелаем, то
очень возможно и его умертвить, и сделать
недействительным. Впрочем, Христос
запрещает здесь не всякое пожелание,
но пожелание, рождающееся в нас от
воззрения на жен. Кто любит смотреть на
красивые лица, тот больше всего сам
возжигает в себе пламя страсти и, делая
душу пленницею страсти, скоро затем
приступает и к совершению пожелания.
Потому-то Христос и не сказал: кто
вожделеет, уже прелюбодействует, но:
кто посмотрит на женщину с вожделением…
Он не просто сказал: кто пожелает, потому
что можно желать и сидя в горах, но: кто
посмотрит на женщину с вожделением, то
есть кто сам воспламеняет в себе
пожелание, кто без всякого принуждения
вводит этого зверя в спокойное свое
сердце. Это уже происходит не от природы,
но от нерадения. Такое пожелание
возбраняется и в Ветхом Законе, когда
говорится: Не засматривайся на чужую
красоту (Сир. 9, 8). Далее, чтобы кто не
сказал: какая беда, если я посмотрю, но
не буду увлечен страстью? — Христос
угрожает наказанием и за само такое
воззрение, чтобы ты, слишком надеясь на
себя самого, не впал таким образом после
в грех...
Так определил Законодатель,
и ты не должен более любопытствовать.
Когда ты посмотришь так один, два, три
раза, то, быть может, еще в состоянии
будешь преодолеть страсть, но если
постоянно будешь делать и возожжешь
пламень страсти, то непременно будешь
побежден ею, потому что ты не выше природы
человеческой. [7–1–17–1, 2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|