Блаженны
нищие духом
Смотри, как Христос
далек был от честолюбия и гордости! Он
не водил народ за Собой, но когда нужно
было врачевать, Сам ходил всюду, посещая
города и веси. А когда собралось великое
множество, садится на одном месте, не в
городе, не среди площади, но на горе, в
пустыне, научая тем нас ничего не делать
напоказ, удаляться от шума, особенно
когда нужно любомудрствовать и рассуждать
о важных предметах. Когда взошел Он и
сел, приступили ученики. Видишь ли, как
они успевают в добродетели и как скоро
сделались лучшими? Народ смотрел на
чудеса, а ученики хотели уже слышать
что-нибудь высокое и великое. Это-то и
побудило Христа предложить учение и
начать проповедь. Он не только исцелял
тела, но врачевал и души, и опять от
попечения о душах переходил к попечению
о телах, разнообразя пользу и соединяя
с учением словесным явление знамений…
Итак, с чего Христос
начинает и какие полагает для нас
основания новой жизни? Послушаем
внимательно слова Его. Говорено было к
ученикам, а написано для всех, которые
будут после них. Потому-то и Христос,
хотя обращается с проповедью к ученикам,
но не к ним относит слова Свои, а говорит
о всех блаженствах неопределенно.
Не сказал: блаженны вы,
если будете нищими, но — блаженны нищие
(Мф. 5, 3). Что значит нищие духом? Смиренные
и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал
душу и расположение человека. Так как
есть много смиренных не по своему
расположению, а по необходимости
обстоятельств, то Он, умолчав о таких
(потому что в том не велика слава),
называет прежде всего блаженными тех,
которые по своей воле смиряют себя и
уничижают. Почему же не сказал Он:
смиренные, а сказал: нищие? Потому что
последнее выразительнее первого; нищими
Он называет здесь тех, которые боятся
и трепещут заповедей Божьих, которых и
через пророка Исаию Бог называет угодными
Себе, говоря: на кого Я призрю: на
смиренного и сокрушенного духом и на
трепещущего пред словом Моим (Ис. 66,
2)... [7–1–15–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|