Доктор исторических наук, профессор МГУ и ПСТГУ Александр Иванович
Яковлев – прихожанин нашего Подворья. Мы поговорили с ним об истории Троицкого
Подворья, о профессии историка, о книгах, которые Александр Иванович написал, и
о том, каково быть преподавателем в наше время.
– Александр Иванович, что
говорят исторические свидетельства: до революции Подворье было таким же тихим
островком в бурлящем городе или более официальным местом – все-таки тут
располагалась резиденция московских митрополитов?
– Начнем с того, что в
дореволюционное время, а точнее – в XVIII-XIX вв., – Москва никак не «бурлила». Столицей был Санкт-Петербург, а Москва во
многом оставалась провинциальным городом – и внешне, и по укладу жизни. Да,
было «бурление» непосредственно возле Подворья. Рядом располагалась знаменитая
Сухаревка – общемосковское торжище,
красочное и шумное. Конечно, гул Сухаревки докатывался до Подворья. Но здесь и
обрывался.
Официальная резиденция главы
Московской епархии издавна находилась в Кремле. Подворье же Лавры было в
большей степени именно «постоялым двором, местом для остановок» монашествующих – по крайней мере, до Отечественной войны 1812 г., когда Кремль был разорен
французскими войсками. После этого Подворье стало постоянным местом пребывания
главы Московской епархии.
– А что известно о домовом храме
– до того, как он был закрыт большевиками в 1922 году?
– Домовый храм, который мы видим
сейчас, приобрел такой вид уже после жизни святителя Филарета – когда его
расширил святитель Иннокентий (Вениаминов). Ранее храм был очень небольшой,
сравнимый с надвратными храмами в Высоко-Петровском или Новодевичьем
монастырях. Из самого определения «домовый» понятно, что он предназначался для
ограниченного количества людей. Святитель Филарет служил в нем редко, но бывал
на службах, особенно в последние десятилетия жизни – он следил за службой из
комнатки рядом с алтарем.
Все изменилось после Октябрьской
революции и начала гонений Советской власти на веру и Церковь. В 1920-е годы
храмы чаще не закрывались, а передавались обновленцам. И православный народ
искал свои, «тихоновские» храмы, вот
тогда домовый храм отчасти стал выполнять функции приходского – до ареста
Патриарха Тихона и захвата Подворья обновленцами.
– Может ли у историка, глубоко
занимающегося каким-то отдельным периодом, возникать человеческая симпатия или
антипатия к историческим личностям?
– Да, конечно. Не берусь говорить
за всех, но у меня стойкая антипатия к идеологам и практикам революции в
России, таким как Чернышевский или Нечаев. Это не означает их огульного
осуждения, у них была своя правда, и об этой их «правде» я упоминал в своих
книгах.
– Насколько вообще историк
внутренне дистанцируется от событий, которые ему приходится исследовать? Должен
ли он это делать?
– Это происходит само собой. Мы не
можем выпрыгнуть из своего времени. Хотим или не хотим, мы несем в себе его
дыхание и – подчас подсознательно – выражаем его в своем отношении к прошлому.
В то же время, Вы правы, необходимо описывать прошедшее время в категориях и
понятиях именно того времени, а не нашего. Например, не осуждать митрополита
Филарета за его несогласие с отменой телесных наказаний в эпоху Великих реформ.
– Вы упомянули этот эпизод в
отношении святителя Филарета, но чаще приходится слышать о том, что его
высказывания удивительно актуальны и для наших дней. В чем? Казалось бы, XIX и XXI века это настолько разные эпохи.
– И тогда, и сейчас Россия и все
русское общество переживало переходный период: тогда – от до-современного
состояния к современному (индустриальному, капиталистическому обществу), а
сейчас – от современного к пост-современному. Состояние переходности порождает
одинаковые проблемы.
Давайте я сниму с полки том и
приведу одну цитату: «Усиленное стремление к преобразованиям,
неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько
разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить
лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно, как можно менее
колебать, что стоит твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение».
Эти слова были архиактуальны в
годы горбачевской перестройки, да и сейчас полезны нам. А слова-то написаны
митрополитом Филаретом 10 апреля 1867 г. в письме к ректору Московской духовной
академии протоиерею Александру Горскому.
В то же время, митрополит Филарет
не был жестким охранителем и противником перемен. В письме в Государственный
совет от 27 августа 1857 г. он писал: «Воюют против современных идей. Да
разве идеи Православия и нравственности уже не суть современные?.. Не время
виновато, а мысли неправославные и безнравственные, распространяемые некоторыми
людьми. Итак, надобно воевать против мыслей неправославных и безнравственных, а
не против современных».
По-моему, вполне актуальные
рассуждения, несмотря на указанную Вами разницу эпох. Можно и еще найти цитат.
– Расскажите о каком-нибудь
эпизоде из жизни святителя, который впечатлил Вас.
– Одну поучительную историю мне
рассказал протоиерей Валериан Кречетов со слов своего старого прихожанина –
дальнего родственника святителя. Ему однажды ночью явился митрополит Филарет и
сказал: «Ты должен привести в порядок могилу моей матери».
Евдокия Никитична Дроздова была
похоронена в церкви на церковном кладбище, вблизи нынешнего Рижского вокзала.
Родственник поколебался, но пошел. А время было суровое – конец 1940-х годов,
период очередных гонений на церковную жизнь. В церкви он изложил свое
пожелание, показал, что ограда вокруг захоронения была сломана, табличка
расколота.
«Почему такое внимание к матери
церковного реакционера и контрреволюционера? – спросили его. – А вы кто такой?
Где работаете?» Он что-то пробормотал и тихонько ушел. Страх был велик. Тогда
могли за веру уволить с работы, за хранение Библии – посадить в тюрьму, за
разговоры о вере – отправить в лагерь. Но могли и оставить в покое, если сидеть
тихо.
Спустя день-два он видит новое
явление: святитель Филарет спрашивает: «Ты кого испугался?». И он понял. Наутро
пошел, договорился и все привел в порядок. Такая вот история.
– Что бы вы рекомендовали читать
в первую очередь из творений святителя Филарета?
– Вопрос – кому? Главное в
творческом наследии святителя – его проповеди, они гениальны по глубине
раскрытия Евангельских истин, по детальной точности толкования Священного
Писания. Но они все же трудны для неподготовленного читателя из-за сложности
изложения и отчасти устаревшего слога. Но можно взять его письма. Это живое
общение святителя с широким кругом людей, от всех русских иерархов той эпохи до
представителей московского дворянства. Лет пять назад был издан сборник писем
святителя «Призовите Бога в помощь», а в 2013 г. – Свято-Троицкая Сергиева
Лавра выпустила большой том переписки митрополита Филарета с современницами. В
этих письмах святитель отзывается на глубокие вопросы и самые что ни на есть
житейские заботы императриц, московских дворянок и монахинь. Книга
замечательная. И конечно следует назвать филаретовский Катехизис, до сих пор
служащий основой для курса Закона Божия.
Кстати, издательство Подворья
выпустило большой календарь на 2011 г. «Год со святителем Филаретом», в котором
были собраны выдержки из разных произведений святителя. Некоторые мои знакомые
используют его и сейчас как книгу для чтения.
– На Троицком Подворье Вы
организуете Филаретовские вечера, посвященные святителю.
– Да, они были задуманы как
возможность приобщить интересующихся людей к богатому наследию святителя
Филарета. Преподаватели ПСТГУ и другие специалисты, – а мы приглашали
профессоров МГУ, авторитетных представителей музейного дела, известных артистов,
– рассказывают в доступной форме об отдельных сторонах деятельности Московского
митрополита, о людях, с ним связанных. Поднимаются и сугубо богословские
вопросы, ведь святитель Филарет – преимущественно богослов.
– Что для Вас, как для историка,
источник вдохновения в работе?
– Не знаю. Вдохновение – скорее в
природе поэтического творчества. Для историка важен интерес. Интерес к событию,
к обстоятельствам времени, к отдельным личностям и т.д. – это для меня важный
двигатель в работе. Впрочем, случается и заказ. Так в 1997 году издательство
«Армада» заказало мне роман о митрополите Филарете, а два года назад
издательство «Паломник» — популярный
очерк о русско-японской войне 1904-1905 гг. В обоих случаях я согласился, потому
что уже был интерес и к личности святителя Филарета, и к славной и печальной
русско-японской войне.
– Бывает, что находятся
документы или свидетельства, которые полностью меняют устоявшийся взгляд на
события?
– Период, которым я занимаюсь, XIX
в. – начало XX в., изучен настолько детально, что принципиально новых открытий
там не стоит ожидать. Например, года три назад Государственный архив Российской
Федерации приобрел переписку императора Александра II и его возлюбленной княжны
Долгоруковой. Безусловно, это любопытно — большой объем писем добавит некоторые
новые детали в историю отношений этих людей, — но и только.
– А эмоции при исследованиях
возникают?
– Да. Иногда в архивах, –
Государственном архиве или Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки,
– дают не фото документов, а подлинники. И тогда приводит в восторг и трепет
сознание того, что этого листа бумаги касалась рука императора Александра
Николаевича или его жены, Марии Александровны, или митрополита Филарета.
При написании романа «Корона и
крест» я днями напролет просиживал в газетном зале Исторической библиотеки,
листал «Московские Ведомости», сам не зная, что ищу. Вернее, мне нужны были
подробности церковной московской жизни, потому что среди героев книги были
Новоселов, Тихомиров, старец Варнава, о которых не много было написано тогда. И
вот переворачиваю большие листы подшивок за 1906-1910 годы и – вздрагиваю и
застываю: большая статья «Памяти старца Варнавы», потом еще одна. Еле
удержался, чтобы не закричать от радости. Это были воспоминания французской
гувернантки, обращенной старцем в Православие. Я не смог буквально использовать
их в книге, но образ преподобного Варнавы Гефсиманского стал для меня яснее.
Позднее отвез их настоятелю Гефсиманского скита для публикации в Житии старца,
но не получилось, и я напечатал их в Филаретовском альманахе за 2012 г.
– Давайте поговорим немного о
Вашей последней книге «Путь Истины» – он вышла в этом году в издательстве
Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В ней собраны очерки о
людях Русской Церкви XIX и XX вв., о
жизни и деятельности иерархов, простых монахов, священнослужителей и мирян того
времени. Как Вы определяли для себя – о ком писать, а о ком нет?
– Отчасти на этом вопрос я ответил
в предисловии: книга составилась из ранее написанных очерков и произнесенных
докладов. Но Вы правы в том, что не все из написанного и произнесенного вошло в
нее. Руководствовался я мыслью о читателе, потому что мы работаем всегда для
людей, а не для себя. Первое побуждение – рассказывать не только о ярких
личностях святителей Филарета и Тихона, о которых и так немало написано, но и о
людях полузабытых, как Дурылин, или известных лишь по имени, как Муравьев.
Второе соображение – рассказать о
жизни Русской Церкви, о том, что Церковь – не нечто закосневшее и обветшалое, а
вечно живой организм, в котором возникают противоречия и трудности. Идет
борьба, в которой и священнослужители и миряне подчас совершают ошибки, но при
этом верны Богу и ищут каждый свой путь к Истине. Мне уже сейчас первые
читатели задают вопросы о митрополите Антонии (Храповицком) – видно, что не
случайно привлекла внимание эта яркая и неоднозначная личность.
Конечно же, о каждом из героев
могут быть написаны книги, и о многих уже написаны книги и диссертации,
проходят научные конференции, посвященные изучению их жизни и творческого
наследия. Моя задача скромнее – привлечь внимание читателей к тому богатству,
которое являет нам история Русской Церкви.
– Чем дальше при исследовании мы
уходим в прошлое, тем меньше фактов и ощутимых следов остается. Можно ли
сказать, что с определенного момента история перестает быть наукой и становится
больше искусством выстраивать картину происходящего?
– Не могу согласиться с таким
суждением. С течением времени люди уходят из жизни, но факт их жизни остается.
Остаются и дела людей, материальные и нематериальные. По ним мы и представляем
наше прошлое. Догадками и фантазиями руководствуются писатели, это их право. У
историка есть факты, могут возникнуть предположения, но и они должны иметь
обоснование.
Другое дело то, что всякое время
пишет свою историю. Факты те же, но их истолкование другое.
Помимо своей хроникальности,
запечатления прошлого в памяти людей, история имеет и другое назначение –
воспитание людей на примерах прошлого, помощь людям в текущих событиях.
Помните: нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках,
бывших прежде нас (Екк. 1:9-10). Я уже приводил Вам суждения митрополита
Филарета о реформах…
– Вы много лет преподаете. Читая
лекции перед студентами, что для Вас важнее – передать как можно больше знаний
или – увлечь?
– Ваш вопрос вызывает печальное
настроение. В последние десять лет понизился интерес студентов к знаниям.
Конечно, в мое время мы тоже хотели получить диплом, но все же это было на
втором месте, и большинство училось с интересом. Интерес есть и сейчас – у
меньшинства преобладает, у большинства дополняет главное – стремление
устроиться в жизни. Практицизм не плох, но важна иерархия ценностей. Тут же
поясню, что сами по себе молодые люди – такие же хорошие, как и раньше, но –
время изменилось, стало более жестким, и они не могут из него выпрыгнуть. Время
во многом определяет цели и нормы поведения. А потому от былого идеализма
молодежи и следа нет.
– И напоследок. Вы помните, как
оказались на Подворье в первый раз? Расскажите об этом дне.
– Не уверен, что это интересно, но
расскажу. Район Сретенки, а отчасти и Цветного бульвара, для меня родной – я
здесь прожил сорок лет, ходил в школу, гулял по всем переулкам. В 1960-70-е
годы территория нынешнего Подворья не представляла для меня никакого интереса:
в палатах – какие-то учреждения, Троицкий храм был закрыт. В 1990-е начинается
возрождение церковной жизни по всей стране и в Москве. В те годы я дописывал
роман о святителе Филарете и подумывал о новой книге, главным героем которой
должен был стать патриарх Тихон. Я все же не писатель, а историк, не могу все
выдумывать — для работы необходимо прикоснуться к подлинному, а что могло быть
более подлинным для моих героев, чем Троицкое Подворье? Посоветовался в храме
Ильи Обыденного и отправился на Самотеку.
Архимандрит Лонгин, – тогдашний
настоятель, – встретил меня приветливо. Конечно, я пришел не вовремя, он был
занят, но ответил на мои вопросы, показал старый план Митрополичьих палат и позволил
ходить там. Поначалу сразу от лестницы были выложены книги, ткани и иконы,
разгороженные занавесками – так тогда располагался и так выглядел подворский
магазин. Но двери, окна, лестница, крыльцо – все было, как давным-давно, так
что я вполне напитался впечатлениями. Я очень благодарен владыке Лонгину, ныне
митрополиту Саратовскому и Вольскому.
Беседовал Иван Коваленко
Яковлев А.И. Биографическая справка
Яковлев А.И. Идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра I и святитель Филарет |