"Моя задача - привлечь внимание к истории Русской Церкви". Интервью с профессором А.И. Яковлевым

Доктор исторических наук, профессор МГУ и ПСТГУ Александр Иванович Яковлев – прихожанин нашего Подворья. Мы поговорили с ним об истории Троицкого Подворья, о профессии историка, о книгах, которые Александр Иванович написал, и о том, каково быть преподавателем в наше время.

Александр Иванович, что говорят исторические свидетельства: до революции Подворье было таким же тихим островком в бурлящем городе или более официальным местом – все-таки тут располагалась резиденция московских митрополитов?

Начнем с того, что в дореволюционное время, а точнее – в XVIII-XIX вв., – Москва никак не «бурлила». Столицей был Санкт-Петербург, а Москва во многом оставалась провинциальным городом – и внешне, и по укладу жизни. Да, было «бурление» непосредственно возле Подворья. Рядом располагалась знаменитая Сухаревка – общемосковское торжище, красочное и шумное. Конечно, гул Сухаревки докатывался до Подворья. Но здесь и обрывался.

Официальная резиденция главы Московской епархии издавна находилась в Кремле. Подворье же Лавры было в большей степени именно «постоялым двором, местом для остановок» монашествующих – по крайней мере, до Отечественной войны 1812 г., когда Кремль был разорен французскими войсками. После этого Подворье стало постоянным местом пребывания главы Московской епархии.

А что известно о домовом храме – до того, как он был закрыт большевиками в 1922 году?

Домовый храм, который мы видим сейчас, приобрел такой вид уже после жизни святителя Филарета – когда его расширил святитель Иннокентий (Вениаминов). Ранее храм был очень небольшой, сравнимый с надвратными храмами в Высоко-Петровском или Новодевичьем монастырях. Из самого определения «домовый» понятно, что он предназначался для ограниченного количества людей. Святитель Филарет служил в нем редко, но бывал на службах, особенно в последние десятилетия жизни – он следил за службой из комнатки рядом с алтарем.

Все изменилось после Октябрьской революции и начала гонений Советской власти на веру и Церковь. В 1920-е годы храмы чаще не закрывались, а передавались обновленцам. И православный народ искал свои, «тихоновские» храмы, вот тогда домовый храм отчасти стал выполнять функции приходского – до ареста Патриарха Тихона и захвата Подворья обновленцами.

Может ли у историка, глубоко занимающегося каким-то отдельным периодом, возникать человеческая симпатия или антипатия к историческим личностям?

Да, конечно. Не берусь говорить за всех, но у меня стойкая антипатия к идеологам и практикам революции в России, таким как Чернышевский или Нечаев. Это не означает их огульного осуждения, у них была своя правда, и об этой их «правде» я упоминал в своих книгах.

Насколько вообще историк внутренне дистанцируется от событий, которые ему приходится исследовать? Должен ли он это делать?

Это происходит само собой. Мы не можем выпрыгнуть из своего времени. Хотим или не хотим, мы несем в себе его дыхание и – подчас подсознательно – выражаем его в своем отношении к прошлому. В то же время, Вы правы, необходимо описывать прошедшее время в категориях и понятиях именно того времени, а не нашего. Например, не осуждать митрополита Филарета за его несогласие с отменой телесных наказаний в эпоху Великих реформ.

святитель Филарет, митрополит Московский

Вы упомянули этот эпизод в отношении святителя Филарета, но чаще приходится слышать о том, что его высказывания удивительно актуальны и для наших дней. В чем? Казалось бы, XIX и XXI века это настолько разные эпохи.

И тогда, и сейчас Россия и все русское общество переживало переходный период: тогда – от до-современного состояния к современному (индустриальному, капиталистическому обществу), а сейчас – от современного к пост-современному. Состояние переходности порождает одинаковые проблемы.

Давайте я сниму с полки том и приведу одну цитату: «Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно, как можно менее колебать, что стоит твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение».

Эти слова были архиактуальны в годы горбачевской перестройки, да и сейчас полезны нам. А слова-то написаны митрополитом Филаретом 10 апреля 1867 г. в письме к ректору Московской духовной академии протоиерею Александру Горскому.

В то же время, митрополит Филарет не был жестким охранителем и противником перемен. В письме в Государственный совет от 27 августа 1857 г. он писал: «Воюют против современных идей. Да разве идеи Православия и нравственности уже не суть современные?.. Не время виновато, а мысли неправославные и безнравственные, распространяемые некоторыми людьми. Итак, надобно воевать против мыслей неправославных и безнравственных, а не против современных».

По-моему, вполне актуальные рассуждения, несмотря на указанную Вами разницу эпох. Можно и еще найти цитат.

Расскажите о каком-нибудь эпизоде из жизни святителя, который впечатлил Вас.

Одну поучительную историю мне рассказал протоиерей Валериан Кречетов со слов своего старого прихожанина – дальнего родственника святителя. Ему однажды ночью явился митрополит Филарет и сказал: «Ты должен привести в порядок могилу моей матери».

Евдокия Никитична Дроздова была похоронена в церкви на церковном кладбище, вблизи нынешнего Рижского вокзала. Родственник поколебался, но пошел. А время было суровое – конец 1940-х годов, период очередных гонений на церковную жизнь. В церкви он изложил свое пожелание, показал, что ограда вокруг захоронения была сломана, табличка расколота.

«Почему такое внимание к матери церковного реакционера и контрреволюционера? – спросили его. – А вы кто такой? Где работаете?» Он что-то пробормотал и тихонько ушел. Страх был велик. Тогда могли за веру уволить с работы, за хранение Библии – посадить в тюрьму, за разговоры о вере – отправить в лагерь. Но могли и оставить в покое, если сидеть тихо.

Спустя день-два он видит новое явление: святитель Филарет спрашивает: «Ты кого испугался?». И он понял. Наутро пошел, договорился и все привел в порядок. Такая вот история.

– Что бы вы рекомендовали читать в первую очередь из творений святителя Филарета?

– Вопрос – кому? Главное в творческом наследии святителя – его проповеди, они гениальны по глубине раскрытия Евангельских истин, по детальной точности толкования Священного Писания. Но они все же трудны для неподготовленного читателя из-за сложности изложения и отчасти устаревшего слога. Но можно взять его письма. Это живое общение святителя с широким кругом людей, от всех русских иерархов той эпохи до представителей московского дворянства. Лет пять назад был издан сборник писем святителя «Призовите Бога в помощь», а в 2013 г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра выпустила большой том переписки митрополита Филарета с современницами. В этих письмах святитель отзывается на глубокие вопросы и самые что ни на есть житейские заботы императриц, московских дворянок и монахинь. Книга замечательная. И конечно следует назвать филаретовский Катехизис, до сих пор служащий основой для курса Закона Божия.

Кстати, издательство Подворья выпустило большой календарь на 2011 г. «Год со святителем Филаретом», в котором были собраны выдержки из разных произведений святителя. Некоторые мои знакомые используют его и сейчас как книгу для чтения.

На Троицком Подворье Вы организуете Филаретовские вечера, посвященные святителю.

Да, они были задуманы как возможность приобщить интересующихся людей к богатому наследию святителя Филарета. Преподаватели ПСТГУ и другие специалисты, – а мы приглашали профессоров МГУ, авторитетных представителей музейного дела, известных артистов, – рассказывают в доступной форме об отдельных сторонах деятельности Московского митрополита, о людях, с ним связанных. Поднимаются и сугубо богословские вопросы, ведь святитель Филарет – преимущественно богослов.

Ведущие Филаретовских вечеров, преподаватели ПСТГУ: Александр Яковлев, Наталья Сухова, прот. Павел Хондзинский, Георгий Бежанидзе

Что для Вас, как для историка, источник вдохновения в работе?

Не знаю. Вдохновение – скорее в природе поэтического творчества. Для историка важен интерес. Интерес к событию, к обстоятельствам времени, к отдельным личностям и т.д. – это для меня важный двигатель в работе. Впрочем, случается и заказ. Так в 1997 году издательство «Армада» заказало мне роман о митрополите Филарете, а два года назад издательство «Паломник» — популярный очерк о русско-японской войне 1904-1905 гг. В обоих случаях я согласился, потому что уже был интерес и к личности святителя Филарета, и к славной и печальной русско-японской войне.

Бывает, что находятся документы или свидетельства, которые полностью меняют устоявшийся взгляд на события?

Период, которым я занимаюсь, XIX в. – начало XX в., изучен настолько детально, что принципиально новых открытий там не стоит ожидать. Например, года три назад Государственный архив Российской Федерации приобрел переписку императора Александра II и его возлюбленной княжны Долгоруковой. Безусловно, это любопытно — большой объем писем добавит некоторые новые детали в историю отношений этих людей, — но и только.

А эмоции при исследованиях возникают?

Да. Иногда в архивах, – Государственном архиве или Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки, – дают не фото документов, а подлинники. И тогда приводит в восторг и трепет сознание того, что этого листа бумаги касалась рука императора Александра Николаевича или его жены, Марии Александровны, или митрополита Филарета.

При написании романа «Корона и крест» я днями напролет просиживал в газетном зале Исторической библиотеки, листал «Московские Ведомости», сам не зная, что ищу. Вернее, мне нужны были подробности церковной московской жизни, потому что среди героев книги были Новоселов, Тихомиров, старец Варнава, о которых не много было написано тогда. И вот переворачиваю большие листы подшивок за 1906-1910 годы и – вздрагиваю и застываю: большая статья «Памяти старца Варнавы», потом еще одна. Еле удержался, чтобы не закричать от радости. Это были воспоминания французской гувернантки, обращенной старцем в Православие. Я не смог буквально использовать их в книге, но образ преподобного Варнавы Гефсиманского стал для меня яснее. Позднее отвез их настоятелю Гефсиманского скита для публикации в Житии старца, но не получилось, и я напечатал их в Филаретовском альманахе за 2012 г.

Давайте поговорим немного о Вашей последней книге «Путь Истины» – он вышла в этом году в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В ней собраны очерки о людях Русской Церкви XIX и XX вв., о жизни и деятельности иерархов, простых монахов, священнослужителей и мирян того времени. Как Вы определяли для себя – о ком писать, а о ком нет?

Отчасти на этом вопрос я ответил в предисловии: книга составилась из ранее написанных очерков и произнесенных докладов. Но Вы правы в том, что не все из написанного и произнесенного вошло в нее. Руководствовался я мыслью о читателе, потому что мы работаем всегда для людей, а не для себя. Первое побуждение – рассказывать не только о ярких личностях святителей Филарета и Тихона, о которых и так немало написано, но и о людях полузабытых, как Дурылин, или известных лишь по имени, как Муравьев.

Второе соображение – рассказать о жизни Русской Церкви, о том, что Церковь – не нечто закосневшее и обветшалое, а вечно живой организм, в котором возникают противоречия и трудности. Идет борьба, в которой и священнослужители и миряне подчас совершают ошибки, но при этом верны Богу и ищут каждый свой путь к Истине. Мне уже сейчас первые читатели задают вопросы о митрополите Антонии (Храповицком) – видно, что не случайно привлекла внимание эта яркая и неоднозначная личность.

Конечно же, о каждом из героев могут быть написаны книги, и о многих уже написаны книги и диссертации, проходят научные конференции, посвященные изучению их жизни и творческого наследия. Моя задача скромнее – привлечь внимание читателей к тому богатству, которое являет нам история Русской Церкви.

Чем дальше при исследовании мы уходим в прошлое, тем меньше фактов и ощутимых следов остается. Можно ли сказать, что с определенного момента история перестает быть наукой и становится больше искусством выстраивать картину происходящего?

Не могу согласиться с таким суждением. С течением времени люди уходят из жизни, но факт их жизни остается. Остаются и дела людей, материальные и нематериальные. По ним мы и представляем наше прошлое. Догадками и фантазиями руководствуются писатели, это их право. У историка есть факты, могут возникнуть предположения, но и они должны иметь обоснование.

Другое дело то, что всякое время пишет свою историю. Факты те же, но их истолкование другое.

Помимо своей хроникальности, запечатления прошлого в памяти людей, история имеет и другое назначение – воспитание людей на примерах прошлого, помощь людям в текущих событиях. Помните: нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас (Екк. 1:9-10). Я уже приводил Вам суждения митрополита Филарета о реформах…

Вы много лет преподаете. Читая лекции перед студентами, что для Вас важнее – передать как можно больше знаний или – увлечь?

Ваш вопрос вызывает печальное настроение. В последние десять лет понизился интерес студентов к знаниям. Конечно, в мое время мы тоже хотели получить диплом, но все же это было на втором месте, и большинство училось с интересом. Интерес есть и сейчас – у меньшинства преобладает, у большинства дополняет главное – стремление устроиться в жизни. Практицизм не плох, но важна иерархия ценностей. Тут же поясню, что сами по себе молодые люди – такие же хорошие, как и раньше, но – время изменилось, стало более жестким, и они не могут из него выпрыгнуть. Время во многом определяет цели и нормы поведения. А потому от былого идеализма молодежи и следа нет.

И напоследок. Вы помните, как оказались на Подворье в первый раз? Расскажите об этом дне.

Не уверен, что это интересно, но расскажу. Район Сретенки, а отчасти и Цветного бульвара, для меня родной – я здесь прожил сорок лет, ходил в школу, гулял по всем переулкам. В 1960-70-е годы территория нынешнего Подворья не представляла для меня никакого интереса: в палатах – какие-то учреждения, Троицкий храм был закрыт. В 1990-е начинается возрождение церковной жизни по всей стране и в Москве. В те годы я дописывал роман о святителе Филарете и подумывал о новой книге, главным героем которой должен был стать патриарх Тихон. Я все же не писатель, а историк, не могу все выдумывать — для работы необходимо прикоснуться к подлинному, а что могло быть более подлинным для моих героев, чем Троицкое Подворье? Посоветовался в храме Ильи Обыденного и отправился на Самотеку.

Архимандрит Лонгин, – тогдашний настоятель, – встретил меня приветливо. Конечно, я пришел не вовремя, он был занят, но ответил на мои вопросы, показал старый план Митрополичьих палат и позволил ходить там. Поначалу сразу от лестницы были выложены книги, ткани и иконы, разгороженные занавесками – так тогда располагался и так выглядел подворский магазин. Но двери, окна, лестница, крыльцо – все было, как давным-давно, так что я вполне напитался впечатлениями. Я очень благодарен владыке Лонгину, ныне митрополиту Саратовскому и Вольскому.

Беседовал Иван Коваленко

Яковлев А.И. Биографическая справка

Яковлев А.И. Идейные и духовные искания русского общества в царствование Александра I и святитель Филарет

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter