Отче Святый!
соблюди их во имя Твое (Ин. 17, 11)
…Но почему Он непрестанно
говорит: Я не в мире, и: так как Я оставляю
их, то поручаю их Тебе, и: Когда Я был в
мире, Я соблюдал их (ст. 12)?
Кто станет
понимать эти слова просто, тот придет
ко многим нелепостям. Возможно ли, в
самом деле, допустить, чтобы Его
действительно не было в мире и чтобы,
отходя, Он поручал их другому? А те слова
сказаны как бы простым человеком, который
навсегда разлучается с ними. Видишь ли,
что Он говорит весьма многое по-человечески
и приспособляясь к их понятиям, так как
они думали, будто в Его присутствии они
будут безопаснее? Потому-то Он и говорит:
Когда Я был, Я соблюдал их. Но ведь Он же
сказал: Приду к вам (Ин. 14, 18) и: Я с вами
до скончания века (Мф. 28, 20). Почему же
теперь говорит так, как бы действительно
намеревается разлучиться? Это, как я
уже сказал, приспособление к их мнению
— для того, чтобы они несколько
успокоились, слыша, что Он говорит так
и поручает их Отцу. Так как они, после
многих с Его стороны утешений, не
убеждались, то Он наконец обращается
с беседой к Отцу, выказывая сильную
любовь к ним. Он как бы так говорил:
так как Ты призываешь Меня к Себе, то
утверди их в безопасности, потому что
Я к Тебе иду.
Что Ты говоришь? Разве
Сам не можешь хранить их? Конечно, могу.
Для чего же говоришь это? Чтобы они имели
радость Мою совершенную (Ин. 17, 13), то
есть чтобы они не смущались, будучи еще
несовершенны. Этими словами Он показал,
что все это говорил так для их успокоения
и радости: иначе слова Его представляются
противоречащими. Ныне же Я не в мире, но
они в мире. Так действительно думали
ученики, а Он приспособляется к ним.
Если бы Он сказал: Я соблюду их,— они не
столько поверили бы; поэтому говорит:
Отче Святый! соблюди их во имя Твое (ст.
11), то есть Твоею помощью. Когда Я был в
мире, Я соблюдал их во имя Твое (ст. 12).
Опять беседует как человек и как пророк,
потому что нигде не видно, чтобы Он делал
что-нибудь именем Божиим. [8–2–81–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|