Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Май arrow 30-31 мая: О богопознании

О богопознании

Столько времени Я с вами, говорит, и ты не знаешь Меня, Филипп?.. (Ин. 14, 9). Христос сказал: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего — и через Себя показывал Отца, но Филипп переменяет этот порядок и говорит: покажи Отца, как будто бы уже в точности познал Самого Христа. Но Христос не удовлетворяет его желания, а поставляет его на путь и убеждает познавать Отца через Себя. Филипп хотел видеть Отца телесными очами, быть может, потому, что слышал о пророках, что они видели Бога. Но ведь то, Филипп, было говорено приспособительно к нашей немощи. Потому-то Христос сказал: Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18), и еще: Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6, 45). Ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Ин. 5, 37). И в Ветхом Завете сказано: Человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20). Что же Христос? Сильно упрекает его: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп. И не сказал: не видел Меня, но: не знаешь Меня. Но ведь я, мог сказать Филипп, не Тебя хочу познать; я желаю теперь увидеть Твоего Отца, а Ты мне говоришь: не знаешь Меня? Какая тут связь? Весьма близкая. Так как, пребывая Сыном, Он есть то же, что и Отец, то Он справедливо в Себе Самом показывает Отца. Потом Он разделяет ипостаси, говоря: Видевший Меня видел Отца, чтобы кто-нибудь не сказал, что Он вместе и Отец, и Сын. Если бы Он был Отец, то не сказал бы: кто видел Меня, тот видел и Его.

Почему же Он не сказал Филиппу: ты требуешь невозможного?.. Так как Филипп сказал: Довольно для нас, как будто бы уже познал (Христа), то Христос показывает, что он и Его не видел; иначе если бы он мог видеть Его, то увидел бы и Отца. Потому и сказал: Видевший Меня видел Отца — кто видел Меня, тот увидит и Его. А это значит вот что: ни Меня, ни Его видеть невозможно. Филипп хотел познать через зрение и так как думал, что уже видел Христа, и хотел таким же образом увидеть и Отца, то Христос показывает, что он не видел и Его.[8–2–74–1]

*** 

Так как Он облечен был плотью, то и сказал: и ты не знаешь Меня? (Ин. 14, 9). Если ты видел Отца, не домогайся видеть больше того, потому что в Нем ты видел и Меня. Если видел Меня, не любопытствуй больше ни о чем, потому что во Мне ты познал и Его. Разве ты не веришь, что Я в Отце (ст. 10), то есть являюсь в Его существе? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя. Видишь, какая чрезвычайная близость и какое доказательство единства существа? Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Почему, начав речь о словах, Он перешел к делам? Ему следовало бы сказать: Той глаголет глаголы. Это потому, что Он здесь говорит о двух предметах — об учении и чудесах или же потому, что и слова Его были делами. Как же Он творит? В другом месте Он говорит: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне (Ин. 10, 37). Как же здесь говорит, что Отец творит? Этим Он показывает именно то, что между Отцом и Сыном нет ничего посредствующего. Слова его значат вот что: не иначе творил бы Отец, чем как творю Я. А в другом месте Он действительно представляет делающим и Себя Самого, и Отца, говоря: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17). Там Он показывает безразличие, а здесь — тождество дел.

Если же слова Его с первого взгляда представляются уничиженными, то ты не удивляйся этому. Он наперед сказал: разве ты не веришь? — и потом уже произнес те слова, показывая, что Он построил так речь для того, чтобы привести Филиппа к вере. Ведь Он проникал сердца учеников. Верьте, что Я в Отце и Отец во Мне (ст. 11). Вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следовало бы искать никакого другого доказательства Их сродства по существу. Но если вам недостаточно этого для доказательства Их равночестия и единосущия, то познайте это хотя от дел.

Значит, слова Видевший Меня видел Отца Моего сказаны были не о делах; иначе Он не сказал бы после: а если не так, то верьте Мне по самым делам. Потом, показывая, что может совершать не только эти дела, но и другие, гораздо большие, Он говорит об этом с чрезвычайною силою. Не говорит: Я могу совершить дела и больше этих, но, что гораздо удивительнее, могу, говорит, и другим дать власть совершать дела больше этих дел. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (ст. 12). То есть теперь уже вы будете совершать чудеса, потому что Я отхожу. Затем, достигши того, к чему клонилась речь, Он говорит: И если чего попросите во имя Мое, приимете, и Я то сделаю, да прославится Отец во Мне… (ст. 13).

Видишь самодеятельность? Он совершал и то, что делалось другими: ужели же того, что Он Сам делает, Он не может совершать Своею силою, но совершает при содействии Отца? Но кто может сказать это? Для чего же Он говорит это во второй раз? Для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что прежде Он говорил приспособительно. А слова к Отцу иду означают: Я не погибаю, но пребываю в Своем достоинстве и нахожусь на небесах. Все же это Он говорил для утешения учеников. Так как они не понимали еще Его слов о воскресении и потому, вероятно, заняты были прискорбными мыслями, то Он обещает им, что они сами будут совершать такие (дела) для других, во всем обнаруживает Свою заботливость о них и показывает, что Он всегда пребывает, и не только пребывает, но и выкажет еще большую силу. [8–2–74–2]

 
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"

"Год со Святителем Иоанном Златоустом"

Календарь с чтениями на каждый день

 

купить по издательской цене  >>>

подробнее о календаре  >>>

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї