Любящий душу
свою погубит ее...
...а ненавидящий душу
свою в мире сем сохранит ее в жизнь
вечную. Кто Мне служит, Мне да последует
(Ин. 12, 25–26).
Сладостна настоящая
жизнь и заключает в себе много приятного,
но не для всех, а только для привязанных
к ней. Если же кто посмотрит на небо и
увидит тамошние блага, тот скоро станет
пренебрегать этой жизнью и ставить ее
ни во что. Ведь и телесная красота, пока
нет другой — лучшей, возбуждает удивление,
а когда явится красота лучшая, прежней
начинают пренебрегать. Так и мы, если
станем смотреть на ту красоту и созерцать
благолепие тамошнего царства, скоро
освободимся от настоящих уз, так как
привязанность к настоящему действительно
есть некоторого рода узы.
К этому-то и приводит
нас Христос, когда говорит: Любящий душу
свою погубит ее; а ненавидящий душу свою
в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
Кто Мне служит, Мне да последует; и где
Я, там и слуга Мой будет (ст. 25–26). Каким
же образом любящий душу свою погубит
ее? Когда кто исполняет ее неуместные
пожелания, когда кто угождает ей больше,
чем должно. Потому-то некто и дает такое
наставление: Не ходи вслед похотей души
твоей (Сир. 18, 30). Через это ты погубишь
ее, потому что (похоть) отдаляет от пути,
ведущего к добродетели. Точно так же и
наоборот: ненавидящий душу свою в мире
сем спасет ее. Что значит: ненавидящий
душу свою? Это означает того, кто не
слушает ее, когда она внушает что-нибудь
вредное. Но не сказал: кто не слушает
ее, а: ненавидящий ее... Так как (Христос)
намеревался уже беседовать с учениками
о смерти, и именно о Своей смерти, и
предвидел их скорбь и уныние, то и
употребляет усиленную речь, говоря: что
сказать о том, что вы не можете перенести
с твердостью Моей смерти? Ведь если и
сами вы не умрете, для вас не будет
никакой пользы. [8–1–67–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|