Об апостоле
Иоанне
Книжники в унижение
Галилеи говорили: Рассмотри и увидишь,
что из Галилеи не приходит пророк (Ин.
7, 52). Унижает ее и истинный израильтянин,
говоря: Из Назарета может ли быть что
доброе? (Ин. 1, 46). Будучи из такой страны,
Иоанн не происходил и из какого-нибудь
замечательного в ней места и не был там
известен по своему имени. Отец его был
бедный рыбарь, до того бедный, что и
детей своих приготовлял к тому же
ремеслу. <...> Нет беднее, нет презреннее,
невежественнее рыбарей; впрочем, и между
ними одни выше, а другие ниже. Апостол
и в этом отношении занимал самую последнюю
степень. Он и не в море ловил рыбу, а
трудился в одном небольшом озере.
И вот, когда он там
находился вместе с отцом и Иаковом,
братом своим, и чинил с ними прорванные
сети (что также показывало крайнюю
бедность), призвал его Христос. А что
касается до внешнего образования, то и
отсюда уже можно заключать, что он был
вовсе необразован. <...>
Он приносит к нам столь
возвышенные догматы, столь превосходные
правила жизни и такую мудрость, какая
возможна только для вещающего из самых
глубин Духа, и вещает так, как только
что пришедший с самых небес. Еще более:
и из живущих на небе, как я и прежде
говорил, не все могли бы это знать. Скажи
же мне, свойственно ли это рыбарю? Или
хотя бы ритору, или софисту, или философу,
или вообще всякому, изучившему внешнюю
мудрость? Нет, обыкновенному человеческому
духу невозможно любомудрствовать так
о вышнем бессмертном и блаженном
Существе, о ближайших к нему силах, о
бессмертной и бесконечной жизни, о
естестве тел смертных, но впоследствии
имеющих соделаться бессмертными, о
будущем суде и наказании, о предстоящих
отчетах в словах и делах, в мыслях и
чувствах, также знать, что такое человек
и что — мир, что такое человек по существу
и что такое кажущийся человеком, но не
таковой на самом деле, что такое порок
и что — добродетель. [8–1–2–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|