Авраам, отец
ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел
и возрадовался
(Ин. 8, 56)
Опять показывает, что
они чужды Аврааму, так как чему он
радовался, о том они скорбят. А под днем,
мне кажется, Он разумеет здесь день
Креста, который (Авраам) прообразовал
принесением овна и Исаака. Что же они?
Тебе нет еще пятидесяти
лет,— и Ты видел Авраама? (ст. 57). Христос
говорит им: Прежде нежели был Авраам, Я
есмь (ст. 58). А они взяли каменья, чтобы
бросить на Него (ст. 59). Видишь ли, как Он
доказал, что Он больше Авраама? Кто рад
был видеть день Его и почитал это для
себя вожделенным, тот, очевидно, признавал
это для себя благодеянием и был меньше
Его. А так как они говорили, что Он сын
тектона, и ничего большего о Нем не
представляли, то Он мало-помалу возводит
их к высокому о Себе понятию. Итак, когда
они услышали, что не знают Бога, тогда
не огорчились, а когда услышали: Прежде
нежели был Авраам, Я есмь, тогда — как
будто унижалось их благородство — они
вознегодовали и стали бросать камни.
Увидел день Мой и возрадовался. Этим
показывает, что не по неволе идет на
страдание, потому что хвалит того, кто
радовался о Кресте, так как Крест был
спасением вселенной. А они бросали
камни: так-то они склонны были к убийству
и делали это самовольно, без всякого
исследования.
Почему же Он не сказал:
Прежде нежели был Авраам, Я был, но: Я
есмь? Как Отец Его употребил о Себе это
слово есмь, так и Он. Оно означает
присносущность бытия, независимо ни от
какого времени. Поэтому слова Его и
показались им богохульными. И если они
не потерпели сравнения с Авраамом, хотя
это и не так важно, то могли ли перестать
бросать в Него (камни), когда Он стал
часто сравнивать Себя с Богом? Поэтому
Он, действуя по-человечески, снова
убегает и скрывается. Предложив им
достаточное наставление и исполнив
Свой долг, Он вышел из церкви и пошел
исцелять слепого, чтобы самыми делами
показать, что Он прежде Авраама. [8–1–55–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|