Если бы Бог
был Отец ваш…
Так как Он отстранил
их от родства с Авраамом, то они, не имея
ничего сказать против этого, отваживаются
на нечто еще большее — прибегают к Богу.
Но Он лишает их и этой чести, говоря:
Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили
бы Меня, потому что Я от Бога исшел и
пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но
Он послал Меня. Почему вы не понимаете
речи Моей? Потому что не можете слышать
слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите
исполнять похоти отца вашего. Он был
человекоубийца от начала и не устоял в
истине... Когда говорит он ложь, говорит
свое (Ин. 8, 42–44). Он отстранил их от
родства с Авраамом, но так как они
отважились на большее, то Он уже наносит
им удар, говоря, что они не только не
чада Авраама, но что они сыны диавола.
Через это Он нанес им
рану, равную их бесстыдству. И это не
оставляет без свидетельства, но
подтверждает доказательствами, потому
что убивать, говорит, свойственно злобе
диавола. И не сказал просто: дела, но:
похоти его творите, показывая, что, как
он (диавол), так и они крайне склонны к
убийствам и что причиною этого зависть.
В самом деле, диавол погубил Адама не
потому, что бы мог обвинять его в
чем-нибудь, но по одной только зависти.
Вот на это Христос и здесь указывает. И
не устоял в истине, то есть в доброй
жизни. Так как (иудеи) постоянно осуждали
Его, что Он не от Бога, то Он говорит, что
и это (обвинение) происходит оттуда же
(от диавола), потому что он первый породил
ложь, сказав: В день, в который вы вкусите
их, откроются глаза ваши (Быт. 3, 5). Он же
первый и воспользовался ею. Люди
пользуются ею не как своею, но как чужою,
а он — как своею.
А как Я истину говорю,
то не верите Мне (ст. 45). Какая
последовательность в этих словах? Ни в
чем не обвинив Меня, вы хотите убить
Меня. Вы преследуете Меня, потому что
вы враги истины. Если же не потому, то
скажите вину Мою. [8–1–54–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|