Свет миру
Если бы Он был не одного
и того же естества (с Отцом), то не стал
бы говорить таким образом. И если бы Он
только учил, а на самом деле был другого
естества, то можно было бы и не зная Его,
знать Отца, и наоборот — совершенно
зная Его, не знать Отца. Кто ведь знает
человека, тот не знает еще Ангела. Так,
скажешь, но кто знает тварь, тот знает
и Бога. Нет, многие знают тварь или, лучше
сказать, все люди, потому что видят ее
и, однако же, не знают Бога. Итак, будем
прославлять Сына Божия не только этою
(словесною) славою, но и славою дел.
Первая без последней ничего не значит.
Вот, ты, сказано, называешься Иудеем, и
успокаиваешь себя законом, и хвалишься
Богом. Как же ты, уча другого, не учишь
себя самого? Хвалишься законом, а
преступлением закона бесчестишь Бога
(Рим. 2, 17, 21, 23).
Смотри, как бы и нам,
хвалящимся правотою веры, не обесчестить
Бога своею жизнью, не соответствующей
вере, и не подать повода к хуле на Него.
Господь хочет, чтобы христианин был для
вселенной учителем, закваской, светом
и солью. А что значит — свет? Жизнь
светлая, не имеющая в себе ничего темного.
Свет не себе полезен, равно как и соль
и закваска, но приносят пользу другим.
Поэтому от нас требуется, чтобы мы не
себе только были полезны, но и другим.
Ведь соль, если не осоляет, уже не есть
соль. Этим показывается также и то, что
если мы будем вести жизнь добродетельную,
то и другие непременно будут жить так
же; равно как и наоборот — пока мы сами
не будем добродетельными, не принесем
никакой пользы и другим.
Да не будет у нас ничего
неразумного, ничего суетного. А таковы
мирские дела, таковы житейские заботы.
Потому-то и девы названы юродивыми, что
они заботились о пустых мирских делах,
собирали здесь, а не отлагали туда, куда
следовало. Но я боюсь, чтобы и нам не
потерпеть того же. [8–1–52–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|