Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает
во Мне, и Я в
нем (Ин. 6, 56)
Итак, чтобы не любовью
только, но и самым делом быть нам членами
Плоти Христовой, будем причащаться этой
Плоти. А это бывает чрез пищу, которую
Христос даровал, чтобы выразить Свою
великую любовь к нам. Для того Он смешал
Самого Себя с нами и растворил Тело Свое
в нас, чтобы мы составили нечто единое,
как тело, соединенное с головою. И это
знак самой сильной любви. На это указывал
и Иов, когда говорил о своих домочадцах,
которые так сильно любили его, что желали
срастись с его плотью: Кто бы дал нам
насытиться плотью его? (ср.: Иов. 31, 31).
Так говорили они, желая выразить свою
великую любовь к нему. С этою же целью
так поступил и Христос...
Будем же отходить от
этой трапезы, как львы, дышащие огнем,
страшные для диавола, помышляя о нашей
Главе и о той любви, какую Он показал к
нам. Часто родители отдают детей своих
на вскормление другим. А Я, говорит
(Спаситель), не так, но питаю вас Своею
Плотью, Самого Себя предлагаю вам, желая,
чтобы все вы были благородны, и подавая
вам благие надежды на будущее. Кто отдал
вам самого себя здесь, то тем более
(сделает для вас) там. Я восхотел быть
вашим братом; Я ради вас приобщился
плоти и крови, и эту плоть и кровь, чрез
которые Я сроднился с вами, Я опять
преподаю вам.
Эта Кровь придает нам
вид цветущий и царский; рождает красоту
неизобразимую; не дает увядать благородству
души, непрестанно напояя ее и питая.
Наша кровь, образующаяся из пищи, не
вдруг становится кровью, но (сначала)
бывает чем-то другим, а эта Кровь не так,
но тотчас же напаяет душу и сообщает ей
некую великую силу. Эта Кровь, достойно
принимаемая, отстраняет и далеко
прогоняет от нас демонов, призывает же
к нам Ангелов и Владыку Ангелов. Демоны
бегут оттуда, где видят Владычную Кровь,
а Ангелы туда стекаются. Пролитая (на
Кресте), эта Кровь омыла всю вселенную.[8–1–46–3]
***
Страшны поистине
Таинства Церкви, страшен поистине
жертвенник. Из рая выходил источник,
изливавший чувственные реки; от этой
же трапезы происходит источник, изводящий
реки духовные. При этом источнике
насаждены не ивы бесплодные, но дерева,
досягающие до самого неба и приносящие
плод всегда спелый и никогда не увядающий.
Если кто томится от
зноя, пусть идет к этому источнику и
прохладит свой жар, потому что этот
источник уничтожает засуху и освежает
все попаленное — попаленное не солнцем,
а раскаленными стрелами (диавола). Его
начало — свыше, и исток его там же, и
оттуда он напаивается. У этого источника
много потоков, которые изводит Утешитель,
а посредником при этом бывает Сын, не
заступом пролагая им дорогу, но отверзая
в нас расположение. Этот источник есть
источник света, изливающий лучи истины.
<...>
Точно такое же и еще
гораздо большее действие производят и
здесь на душу предлежащие Таины. Сильнее
огня кипит и стремится эта река, но не
сжигает, а только очищает все, чего
касается. Эта Кровь древле была
прообразована на жертвенниках, в
закланиях, определенных законом. Она
есть цена вселенной; ею Христос купил
Церковь; ею Он всю ее украсил. Как тот,
кто покупает слуг, дает за них золото и
потому, желая их украсить, украшает
золотом, так и Христос и купил нас Кровью,
и украсил Кровью. Приобщающиеся этой
Крови стоят вместе с Ангелами, Архангелами
и Горними силами, облеченные в царскую
одежду Христову и имея духовное оружие.
Но этим я еще не сказал ничего великого:
они бывают облечены в Самого Царя. Но
насколько велико и чудно это таинство,
настолько же верно и то, что, если
приступишь к нему с чистотою, приступишь
во спасение; если же с совестью лукавою
— в наказание и мучение.
[8–1–46–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |