О расслабленном
Потом Иисус встретил
его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел;
не греши больше, чтобы не случилось с
тобою чего хуже (Ин. 5, 14).
Тяжкое зло — грех, зло
и пагуба для души, а слишком усиливаясь,
это зло часто касается и тела. Мы остаемся
бесчувственными, когда в нас сильно
страждет душа, а когда тело получает
хотя малое повреждение, то употребляем
все усилия, чтобы излечить его от недуга,
потому что чувствуем боль. Поэтому-то
Бог часто наказывает тело за грехи души,
чтобы от наказания низшей части и высшая
получила какое-нибудь врачевание. Так
у коринфян Павел исправил блудника,
удержав болезнь души казнью тела... Так
и Христос поступил с расслабленным. Вот
как Он Сам выражает это, когда говорит:
Вот, ты выздоровел; не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Чему же мы отсюда научаемся? Во-первых,
что болезнь произошла у него от грехов;
во-вторых, что учение о геенне справедливо;
в-третьих, что наказание в ней будет
продолжительно, бесконечно. Где же те,
которые говорят: я в один час совершил
убийство, я краткое время любодействовал,
и неужели буду наказываться вечно? Вот
и расслабленный не столько лет грешил,
сколько терпел наказание и почти целую
жизнь человеческую провел в непрерывном мучении.
Грехи судятся не по времени, а по самому
существу преступлений.
При этом надобно принять
во внимание и то, что хотя бы мы претерпевали
тяжкое наказание за прежние свои грехи,
но, если снова впадем в те же пороки, то
подвергнемся снова и еще тягчайшему
наказанию; и это совершенно справедливо...
И одно наказание само по себе достаточно
должно быть для удержания и вразумления
падшего однажды, но если он, не вразумившись
от понесенного наказания, снова дерзает
на то же самое, то по справедливости
снова подвергается наказанию, которое
сам на себя навлекает. [8–1–38–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|