Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow "Сердце сердцу весть подаёт". Интервью с руководителем театральной студии Подворья Л.Л. Бирюковой
"Сердце сердцу весть подаёт". Интервью с руководителем театральной студии Подворья Л.Л. Бирюковой

С 2006 года при Воскресной школе Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры действует Театральная студия. В рамках её существуют Детская театральная студия, Кукольная студия и Драматическая студия. За время существования Драматической театральной студии созданы интересные постановки по библейским сюжетам, произведениям русских классиков. Постановки живые, уникальные, потому что созданы они «вручную»: каждый образ «скроен» по индивидуальным меркам, продуман и пережит. Здесь понимают и особенно ценят значение слова – вероятно, потому что чтут Слово Божие. Коллектив студии объединил в себе представителей нескольких поколений: воспитанников Воскресной школы, ее выпускников, родителей и просто прихожан. Руководит этим сложным живым организмом Людмила Леонидовна Бирюкова. В течение 33 лет она преподавала сценическую речь на актёрском и режиссерском факультетах Щукинского училища. А затем занялась делом, в котором нашли реализацию не только ее педагогический талант и опыт, но и вера. Мы беседуем с Людмилой Леонидовной о православном любительском театре.

– Людмила Леонидовна, у драматической студии, которой Вы руководите, есть ряд особенностей. Во-первых, это театр православный. К тому же, в постановках участвуют любители, причем самых разных возрастов. Чем особенна работа с таким коллективом?

– Мы очень стараемся не переходить ту грань, когда можно навредить человеку. Никакой эффект не оправдан, если он приносит урон исполнителю. В профессиональной театральной деятельности известны случаи, когда те или иные роли даже трагически поворачивали жизни актёров. «Искусство требует жертв». Однако, нельзя жертвовать человеческой душой.

Важно, что в нашей студии вся работа идет параллельно с обучением детей в Воскресной школе. Мы стремимся к тому, чтобы дети постепенно учились облекать свои мысли и чувства в звучащее слово, обретали чувство достоинства, которое расшатывается сегодня и школой, и окружающим миром.

А что касается профессионализма.… Ведь Станиславский, Вахтангов собирали не профессионалов, а единомышленников. И мы стараемся идти по их следам. И знаем, для чего всё это делаем. Для детей это часть обучения. А для взрослых – тоже особая школа.

– Действительно, некоторые из взрослых участников постановок студии говорят, что для них та или иная роль часто становится откровением, помогает решить какие-то внутренние проблемы. Как подбираются роли?

– Распределение ролей – начальный и очень важный период работы. Ведь соответствие внешних данных может не дать нужного результата. Каждый человек имеет свой душевный настрой, те струны, которые должны звучать, но ключ к этому драгоценному инструменту надо найти. Меня в своё время пленило высказывание Дениса Давыдова о том, что Суворов «положил руку на сердце солдата и изучил его биение». И режиссёру необходимо обратиться к сердцу исполнителя.

Для каждого участника – ребёнка, подростка или взрослого – это должна быть осмысленная работа. Актер создает образ не просто для того, чтобы удивить зрителей. Это ещё и работа над собой, которая помогает увидеть и победить в себе, изжить что-то отрицательное, раскрыть хорошее.

– А всегда ли участники студии готовы к этой работе? Ведь это трудно.

–  Всё зависит от согласия человека услышать, поверить. Конечно, были у нас и сложности – как известно, для полировки необходим «щелочной состав». Но к счастью, мы это переживали, и всё возвращалось на свои места. Очень благодарна участникам, которые задавали и задают здоровый тон в работе и поддерживают атмосферу взаимопонимания, доверия. Такая атмосфера на репетициях очень важна – она даёт возможность быть самими собой, раскрывать в себе новые возможности – как творческие, так и человеческие. Как говорят некоторые из наших студийцев, во внутреннем соприкосновении друг с другом можно ощутить «поруку любви», найти точку опоры. Мы очень стараемся выстроить такие отношения в студии, чтобы люди сближались в неформальном творческом общении, выносили отсюда не только выученные роли, но и сердечное тепло, светлые чувства. Дай Бог нам сохранить этот мир в нашей «семье»!

– На что еще важно обращать внимание, когда готовится спектакль?

– Очень важна работа над голосом. Сократ говорил, что не узнает человека, пока не услышит его голос. А Н.В. Гоголь писал о том, что в голосе есть неведомая сила, которая может произвести чудо и потрясти всех.

Каждое сказанное слово должно быть прожито. Нельзя забалтывать текст. Замечательно сказал святитель Филарет (Дроздов), что в слове должно быть назидательное семя Истины. Когда высокие слова говорятся из глубины души, то мы им верим. А если речь механическая, слова не рождаются, а «раскрашиваются», в них нет жизни, глубины. «Мёртвые» слова – одна из болезней нашего времени.

Литературное, драматическое, лирическое слово нужно долго и глубоко изучать. Оно должно пройти через душу и сердце, чтобы дойти до сердца людей.

– Как у Вас получается организовать постановку, чтобы нашлась подходящая роль для каждого? Ведь не каждый сюжет такое позволяет.

– Самое сложное – ветхозаветные темы. Приходится брать материал из разных авторов, развивать сюжет так, чтобы у каждого была своя роль. Это, конечно, очень кропотливая работа. К тому же, иногда нам необходимо в коротком временном промежутке показать множество исторических событий, в том числе таких, которые на сцене отобразить очень трудно. Тогда мы используем литературный театр, дополнительные информационные вставки.

Например, на Рождество ставили спектакль про Иова Многострадального. И чтобы занять девочек, добавили сюжетные линии дочерей Иова. Кроме того, показали в форме диалога некоторые фразы из Экклезиаста и пророка Михея. Спектакль на основе библейского сюжета, но мы добавили в него и диалог между современными людьми о природе страданий: почему хорошие люди страдают, а плохие наслаждаются. Для других участниц взяли дневники императрицы Александры Федоровны 1917 года и воспоминания о Елизавете Федоровне, отвечающие на те же вопросы.

В другой постановке – о царе Давиде – сюжетная линия тоже была недостаточная, чтобы всех занять полноценными ролями. И мы сделали так, что сюжетную линию в спектакле вели женщины из рода Давидова: и Сара, и Рахиль, и другие…. Для них были подобраны стихотворные отрывки из массы литературных произведений. Стихи подбирались так, чтобы они подходили и к библейским образам, и к людям, участвующим в постановке.

Иногда из-за того, что всех надо занять, случаются и курьезы. Например, в той же постановке о царе Давиле у нас было несколько Давидов разного возраста. И так получилось, что корона для взрослого Давида оказалась очень маленькой. Когда разгневанный пророк Нафан потряс его за плечо, корона свалилась – он её прижал. Потом Нафан на него еще раз навалился – корона опять слетела. Он уже не знал, что с этой короной делать. А один зритель, который был на том спектакле, говорит: «Ой как хорошо с короной придумано!» Он подумал, что так и должно быть, что это она символически с Давида сваливается, когда он уклоняется от исполнения воли Божией.

– Есть ли в Ваших постановках место импровизации?

– Конечно. Вспоминается еще один курьезный случай. В спектакле «Исход» у нас был эпизод, когда Моисей с Аароном приходят к фараону в очередной раз и предупреждают его о том, что будет гром. А девочка, которая должна была за сценой «включить» гром, не слышала этих слов. Как быть? Выручила импровизация «фараона». Он стал ходить по сцене, торжествующе возглашая: «Ну и где же ваш гром?!» И так сказал, чтобы она услышала. Тогда гром, наконец, прогремел, и никто не заметил подвоха – так это обыграли.

– Вы работаете как с библейскими сюжетами, так и с классическими произведениями, порой даже объединяя их в одной постановке. На каких авторов, на какие сюжеты, на Ваш взгляд, можно и нужно ориентироваться православному театру?

– Мы предпочитаем классические произведения, но именно те, в которых православное мировоззрение отчетливо, ясно и никого не путает. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, Хомяков, Чехов, Шмелев. Все эти авторы дают возможность людям «дышать» лучшими идеями их времени. Душеспасительная линия, которая есть в великой русской литературе, помогает нам, воспитывает и приглашает в «ковчег» спасения.

Конечно, важен не только текст автора, но и то, насколько внимательно мы относимся к его замыслу, его современному прочтению. То, что проживается на сцене, произносится на ней - очень ответственно.

– Эта ответственность, наверное, делает непростой задачей и постановку библейских сюжетов. В них есть много такого, что очень трудно или даже невозможно представить на сцене. Например, откровения Божии. Как их показать?

– Мы используем разные способы. Когда в одном из спектаклей показывали разговор пророка Илии с Богом, откровение Божие сопровождалось особым освещением, а при обычном, «земном» действии освещение выключалось. А сами слова Божии передавались так: пророк Илия переспрашивал то, что слышал, тем самым и усиливая впечатление, и создавая отношение к словам Божиим. А в спектакле о Моисее приходил ангел, который передавал слова Божии.

– А как показываются на сцене пророки, святые, ангелы? Можно ли их «сыграть»? Как это сделать?

– Ветхозаветные пророки и святые всё-таки были людьми. В моменты озарения они находились в особом контакте с Богом – и эти моменты в спектакле выражаются особыми средствами. Но святые, как известно, не теряли связи с окружающими людьми и событиями. И по своему характеру они тоже все разные. Поэтому очень важно и индивидуальное соответствие человека тому образу, который он старается создать. Одно дело, например, пророк Нафан, обличавший самого царя – здесь нужен соответствующий темперамент. И совсем другой характер – сочувствующий людям пророк Самуил. Необходимо так распределить роли, чтобы каждый человек оставался «в своей тарелке» и при этом развивал в себе лучшее, утверждался в добре.

– Как Вы поступаете с отрицательными ролями, с образами зла?

– Конечно, радостно работать с материалом, который помогает жить, а не наоборот. Отрицательные роли, которые не имеют развития в положительном направлении, лучше вообще не брать. А если и брать, то не играть эту роль, не входить в нее, а показывать определенное отношение к персонажу. Это можно сделать через обращения к зрителю, реплики «в сторону» (a parte), художественное чтение.

В постановке «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, чтобы не давать отрицательные реплики детям, мы использовали теневой театр. Именно через него давалось изображение страстей.

В постановке об Иове по сюжету сатана обращается к Богу. Мы эту роль не играли. Его слова передавал ангел, конечно, с определенным отношением к нечистой силе. Очень важно определить и выразить отношение, и совсем не обязательно показывать, демонстрировать зло. Вообще, отношение – это пружина действия. Если найти правильное отношение ко всему, тогда все ставится на свои места.

– А как выразить правильное отношение? Актёр должен не только сам его чувствовать, но ещё и уметь показать…

– Мы используем в дополнение к основному тексту толкования святых отцов, которые дают неоценимую помощь сюжету. Например, жития святителя Димитрия Ростовского, изумляющие реальностью повествования, драматизмом и тонким юмором. Толкования, кроме дополнения к основному тексту, дают нам и нужное отношение.

А чтобы актёр-любитель смог на сцене донести это отношение до зрителя, мы обращаемся к его личности, к его собственной жизни. Например, у нас одна девочка играла ангела. У неё есть младший брат, и когда она произносила свои реплики не просто так, а как сестра брату, пропуская слова через себя, вкладывая в них всю свою искренность, непосредственность и личное отношение, слова «оживали».

Богатейшие советы по работе над словом есть у наших выдающихся писателей. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголь пишет о том, что наделял своих героев «собственной дрянью», то есть все его отрицательные персонажи, все эти «чудовища» взяты из его души. И в своих произведениях он «преследовал» эти дурные свойства свои «злобою, насмешкою и всем, чем ни попало». Вот это и есть отношение к образу – дистанцироваться и высмеять недостаток. Ты против этого зла, не сливаешься, не соглашаешься с ним, и тогда можешь избежать опасности внутреннего повреждения.

Конечно, работая с библейскими темами, мы нередко сталкиваемся с явлениями, которые сложно не только выразить, но и понять. Со всеми сложными вопросами, сомнениями такого рода обязательно обращаемся к настоятелю Подворья архимандриту Дионисию. Например, когда мы ставили «Маккавеев», то задавались вопросом: как, с каким отношением сыграть их подвиг? Комментарий батюшки поставил все на свои места: «Подвиг – это всегда радость». Конечно, без духовного окормления, без участия настоятеля мы не могли бы делать то, что делаем. Мы – счастливые люди. Живём и стараемся отдаваться любимому делу под молитвенной защитой честной братии. Нам можно не играть, а проживать прекрасное.

– Очевидно, спектакли имеют большое значение для самих участников – детей, их родителей. Участие в постановках влияет на них, меняет их. Но есть ещё и зрители. Что Вы стараетесь донести до них? Какую задачу ставите перед собой?

– Вспоминается один эпизод из жизни композитора Рихарда Штрауса. Как-то после спектакля, в котором звучала его музыка, он подошел к самому простому из зрителей и спросил о его впечатлениях. «Да, мне очень понравилось!» – «А музыка?» – «А музыку я не заметил!» Создатель оперы очень обрадовался такому ответу. Вот к этому и мы стремимся – донести содержание. Чтобы запомнилось и осталось в сердце именно оно, а не постановочные трюки или игра актеров. Ведь говорится: «сердце сердцу весть подает». Хотелось бы подать такую «весть» от наших сердец к сердцам зрителей, поделиться с ними всем, что мы открыли в сокровищнице Священного Писания и русской словесности, чтобы все вместе почувствовали объединяющую нас любовь ко Господу и горячую признательность Подворью.

Беседовала Светлана Ладошкина

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї