С
2006 года при Воскресной школе Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры действует Театральная студия. В рамках её существуют Детская театральная
студия, Кукольная студия и Драматическая студия. За время существования
Драматической театральной студии созданы интересные постановки по библейским
сюжетам, произведениям русских классиков. Постановки живые, уникальные, потому
что созданы они «вручную»: каждый образ «скроен» по индивидуальным меркам,
продуман и пережит. Здесь понимают и особенно ценят значение слова – вероятно,
потому что чтут Слово Божие. Коллектив студии объединил в себе представителей
нескольких поколений: воспитанников Воскресной школы, ее выпускников, родителей
и просто прихожан. Руководит этим сложным живым организмом Людмила Леонидовна
Бирюкова. В течение 33 лет она преподавала сценическую речь на актёрском и
режиссерском факультетах Щукинского училища. А затем занялась делом, в котором
нашли реализацию не только ее педагогический талант и опыт, но и вера. Мы
беседуем с Людмилой Леонидовной о православном любительском театре.
– Людмила Леонидовна, у драматической
студии, которой Вы руководите, есть ряд особенностей. Во-первых, это театр
православный. К тому же, в постановках участвуют любители, причем самых разных
возрастов. Чем особенна работа с таким коллективом?
– Мы
очень стараемся не переходить ту грань, когда можно навредить человеку. Никакой
эффект не оправдан, если он приносит урон исполнителю. В профессиональной
театральной деятельности известны случаи, когда те или иные роли даже
трагически поворачивали жизни актёров. «Искусство требует жертв». Однако,
нельзя жертвовать человеческой душой.
Важно,
что в нашей студии вся работа идет параллельно с обучением детей в Воскресной
школе. Мы стремимся к тому, чтобы дети постепенно учились облекать свои мысли и
чувства в звучащее слово, обретали чувство достоинства, которое расшатывается
сегодня и школой, и окружающим миром.
А
что касается профессионализма.… Ведь Станиславский, Вахтангов собирали не
профессионалов, а единомышленников. И мы стараемся идти по их следам. И знаем,
для чего всё это делаем. Для детей это часть обучения. А для взрослых – тоже
особая школа.
– Действительно, некоторые из взрослых
участников постановок студии говорят, что для них та или иная роль часто
становится откровением, помогает решить какие-то внутренние проблемы. Как
подбираются роли?
– Распределение
ролей – начальный и очень важный период работы. Ведь соответствие внешних
данных может не дать нужного результата. Каждый человек имеет свой душевный
настрой, те струны, которые должны звучать, но ключ к этому драгоценному
инструменту надо найти. Меня в своё время пленило высказывание Дениса Давыдова
о том, что Суворов «положил руку на сердце солдата и изучил его биение». И
режиссёру необходимо обратиться к сердцу исполнителя.
Для
каждого участника – ребёнка, подростка или взрослого – это должна быть
осмысленная работа. Актер создает образ не просто для того, чтобы удивить
зрителей. Это ещё и работа над собой, которая помогает увидеть и победить в
себе, изжить что-то отрицательное, раскрыть хорошее.
– А всегда ли участники студии готовы к
этой работе? Ведь это трудно.
– Всё
зависит от согласия человека услышать, поверить. Конечно, были у нас и
сложности – как известно, для полировки необходим «щелочной состав». Но к
счастью, мы это переживали, и всё возвращалось на свои места. Очень благодарна
участникам, которые задавали и задают здоровый тон в работе и поддерживают
атмосферу взаимопонимания, доверия. Такая атмосфера на репетициях очень важна –
она даёт возможность быть самими собой, раскрывать в себе новые возможности –
как творческие, так и человеческие. Как говорят некоторые из наших студийцев,
во внутреннем соприкосновении друг с другом можно ощутить «поруку любви», найти
точку опоры. Мы очень стараемся выстроить такие отношения в студии, чтобы люди
сближались в неформальном творческом общении, выносили отсюда не только
выученные роли, но и сердечное тепло, светлые чувства. Дай Бог нам сохранить
этот мир в нашей «семье»!
– На что еще важно обращать внимание,
когда готовится спектакль?
– Очень
важна работа над голосом. Сократ говорил, что не узнает человека, пока не
услышит его голос. А Н.В. Гоголь писал о том, что в голосе есть неведомая сила,
которая может произвести чудо и потрясти всех.
Каждое
сказанное слово должно быть прожито. Нельзя забалтывать текст. Замечательно
сказал святитель Филарет (Дроздов), что в слове должно быть назидательное семя
Истины. Когда высокие слова говорятся из глубины души, то мы им верим. А если
речь механическая, слова не рождаются, а «раскрашиваются», в них нет жизни,
глубины. «Мёртвые» слова – одна из болезней нашего времени.
Литературное,
драматическое, лирическое слово нужно долго и глубоко изучать. Оно должно
пройти через душу и сердце, чтобы дойти до сердца людей.
– Как у Вас получается организовать
постановку, чтобы нашлась подходящая роль для каждого? Ведь не каждый сюжет
такое позволяет.
– Самое
сложное – ветхозаветные темы. Приходится брать материал из разных авторов,
развивать сюжет так, чтобы у каждого была своя роль. Это, конечно, очень
кропотливая работа. К тому же, иногда нам необходимо в коротком временном
промежутке показать множество исторических событий, в том числе таких, которые
на сцене отобразить очень трудно. Тогда мы используем литературный театр,
дополнительные информационные вставки.
Например,
на Рождество ставили спектакль про Иова Многострадального. И чтобы занять
девочек, добавили сюжетные линии дочерей Иова. Кроме того, показали в форме
диалога некоторые фразы из Экклезиаста и пророка Михея. Спектакль на основе
библейского сюжета, но мы добавили в него и диалог между современными людьми о
природе страданий: почему хорошие люди страдают, а плохие наслаждаются. Для
других участниц взяли дневники императрицы Александры Федоровны 1917 года и
воспоминания о Елизавете Федоровне, отвечающие на те же вопросы.
В
другой постановке – о царе Давиде – сюжетная линия тоже была недостаточная,
чтобы всех занять полноценными ролями. И мы сделали так, что сюжетную линию в
спектакле вели женщины из рода Давидова: и Сара, и Рахиль, и другие…. Для них
были подобраны стихотворные отрывки из массы литературных произведений. Стихи
подбирались так, чтобы они подходили и к библейским образам, и к людям,
участвующим в постановке.
Иногда
из-за того, что всех надо занять, случаются и курьезы. Например, в той же
постановке о царе Давиле у нас было несколько Давидов разного возраста. И так
получилось, что корона для взрослого Давида оказалась очень маленькой. Когда
разгневанный пророк Нафан потряс его за плечо, корона свалилась – он её прижал.
Потом Нафан на него еще раз навалился – корона опять слетела. Он уже не знал,
что с этой короной делать. А один зритель, который был на том спектакле,
говорит: «Ой как хорошо с короной придумано!» Он подумал, что так и должно
быть, что это она символически с Давида сваливается, когда он уклоняется от
исполнения воли Божией.
– Есть ли в Ваших постановках место
импровизации?
– Конечно.
Вспоминается еще один курьезный случай. В спектакле «Исход» у нас был эпизод,
когда Моисей с Аароном приходят к фараону в очередной раз и предупреждают его о
том, что будет гром. А девочка, которая должна была за сценой «включить» гром,
не слышала этих слов. Как быть? Выручила импровизация «фараона». Он стал ходить
по сцене, торжествующе возглашая: «Ну и где же ваш гром?!» И так сказал, чтобы
она услышала. Тогда гром, наконец, прогремел, и никто не заметил подвоха – так
это обыграли.
– Вы работаете как с библейскими сюжетами,
так и с классическими произведениями, порой даже объединяя их в одной
постановке. На каких авторов, на какие сюжеты, на Ваш взгляд, можно и нужно
ориентироваться православному театру?
– Мы
предпочитаем классические произведения, но именно те, в которых православное
мировоззрение отчетливо, ясно и никого не путает. Пушкин, Гоголь, Достоевский,
Лесков, Хомяков, Чехов, Шмелев. Все эти авторы дают возможность людям «дышать»
лучшими идеями их времени. Душеспасительная линия, которая есть в великой
русской литературе, помогает нам, воспитывает и приглашает в «ковчег» спасения.
Конечно,
важен не только текст автора, но и то, насколько внимательно мы относимся к его
замыслу, его современному прочтению. То, что проживается на сцене, произносится
на ней - очень ответственно.
– Эта ответственность, наверное, делает
непростой задачей и постановку библейских сюжетов. В них есть много такого, что
очень трудно или даже невозможно представить на сцене. Например, откровения
Божии. Как их показать?
– Мы
используем разные способы. Когда в одном из спектаклей показывали разговор
пророка Илии с Богом, откровение Божие сопровождалось особым освещением, а при
обычном, «земном» действии освещение выключалось. А сами слова Божии
передавались так: пророк Илия переспрашивал то, что слышал, тем самым и
усиливая впечатление, и создавая отношение к словам Божиим. А в спектакле о
Моисее приходил ангел, который передавал слова Божии.
– А как показываются на сцене пророки,
святые, ангелы? Можно ли их «сыграть»? Как это сделать?
– Ветхозаветные
пророки и святые всё-таки были людьми. В моменты озарения они находились в
особом контакте с Богом – и эти моменты в спектакле выражаются особыми средствами.
Но святые, как известно, не теряли связи с окружающими людьми и событиями. И по
своему характеру они тоже все разные. Поэтому очень важно и индивидуальное
соответствие человека тому образу, который он старается создать. Одно дело,
например, пророк Нафан, обличавший самого царя – здесь нужен соответствующий
темперамент. И совсем другой характер – сочувствующий людям пророк Самуил.
Необходимо так распределить роли, чтобы каждый человек оставался «в своей
тарелке» и при этом развивал в себе лучшее, утверждался в добре.
– Как Вы поступаете с отрицательными
ролями, с образами зла?
– Конечно,
радостно работать с материалом, который помогает жить, а не наоборот.
Отрицательные роли, которые не имеют развития в положительном направлении,
лучше вообще не брать. А если и брать, то не играть эту роль, не входить в нее,
а показывать определенное отношение к персонажу. Это можно сделать через
обращения к зрителю, реплики «в сторону» (a parte),
художественное чтение.
В
постановке «Рождественская драма» святителя Димитрия Ростовского, чтобы не
давать отрицательные реплики детям, мы использовали теневой театр. Именно через
него давалось изображение страстей.
В
постановке об Иове по сюжету сатана обращается к Богу. Мы эту роль не играли.
Его слова передавал ангел, конечно, с определенным отношением к нечистой силе.
Очень важно определить и выразить отношение, и совсем не
обязательно показывать, демонстрировать зло. Вообще, отношение – это пружина
действия. Если найти правильное отношение ко всему, тогда все ставится на свои
места.
– А как выразить правильное отношение?
Актёр должен не только сам его чувствовать, но ещё и уметь показать…
– Мы
используем в дополнение к основному тексту толкования святых отцов, которые
дают неоценимую помощь сюжету. Например, жития святителя Димитрия Ростовского,
изумляющие реальностью повествования, драматизмом и тонким юмором. Толкования,
кроме дополнения к основному тексту, дают нам и нужное отношение.
А
чтобы актёр-любитель смог на сцене донести это отношение до зрителя, мы
обращаемся к его личности, к его собственной жизни. Например, у нас одна
девочка играла ангела. У неё есть младший брат, и когда она произносила свои
реплики не просто так, а как сестра брату, пропуская слова через себя,
вкладывая в них всю свою искренность, непосредственность и личное отношение,
слова «оживали».
Богатейшие
советы по работе над словом есть у наших выдающихся писателей. В «Выбранных
местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголь пишет о том, что наделял своих
героев «собственной дрянью», то есть все его отрицательные персонажи, все эти
«чудовища» взяты из его души. И в своих произведениях он «преследовал» эти
дурные свойства свои «злобою, насмешкою и всем, чем ни попало». Вот это и есть
отношение к образу – дистанцироваться и высмеять недостаток. Ты против этого
зла, не сливаешься, не соглашаешься с ним, и тогда можешь избежать опасности
внутреннего повреждения.
Конечно,
работая с библейскими темами, мы нередко сталкиваемся с явлениями, которые
сложно не только выразить, но и понять. Со всеми сложными вопросами, сомнениями
такого рода обязательно обращаемся к настоятелю Подворья архимандриту Дионисию.
Например, когда мы ставили «Маккавеев», то задавались вопросом: как, с каким
отношением сыграть их подвиг? Комментарий батюшки поставил все на свои места:
«Подвиг – это всегда радость». Конечно, без духовного окормления, без участия
настоятеля мы не могли бы делать то, что делаем. Мы – счастливые люди. Живём и
стараемся отдаваться любимому делу под молитвенной защитой честной братии. Нам
можно не играть, а проживать прекрасное.
– Очевидно, спектакли имеют большое
значение для самих участников – детей, их родителей. Участие в постановках
влияет на них, меняет их. Но есть ещё и зрители. Что Вы стараетесь донести до
них? Какую задачу ставите перед собой?
– Вспоминается
один эпизод из жизни композитора Рихарда Штрауса. Как-то после спектакля, в
котором звучала его музыка, он подошел к самому простому из зрителей и спросил
о его впечатлениях. «Да, мне очень понравилось!» – «А музыка?» – «А музыку я не
заметил!» Создатель оперы очень обрадовался такому ответу. Вот к этому и мы
стремимся – донести содержание. Чтобы запомнилось и осталось в сердце именно
оно, а не постановочные трюки или игра актеров. Ведь говорится: «сердце сердцу
весть подает». Хотелось бы подать такую «весть» от наших сердец к сердцам
зрителей, поделиться с ними всем, что мы открыли в сокровищнице Священного
Писания и русской словесности, чтобы все вместе почувствовали объединяющую нас
любовь ко Господу и горячую признательность Подворью.
Беседовала Светлана Ладошкина
|