Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
имеет жизнь
вечную (Ин. 6, 54)
Когда беседуем о
предметах духовных, ничто житейское да
не будет в душах наших... Если при входе
царя в город затихает весь шум, то гораздо
более в то время, как Дух беседует с
нами, мы должны вникать с глубоким
безмолвием и с великим страхом. А что
сегодня читано, то действительно достойно
страха. Что же именно — послушай. Истинно
говорю вам, говорит Христос, если кто
не будет есть плоти Моей и пить крови
Моей, тот не будет иметь жизни в себе
(ст. 53). Так как иудеи пред тем говорили,
что это невозможно, то Он показывает,
что не только не невозможно, но и весьма
необходимо. Поэтому и прибавляет: Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний
день.
Слова Его: если кто ест
от хлеба сего, не умрет во веки — легко
могли показаться им странными, как и
тогда, когда они говорили: Авраам умер,
и пророки умерли, как же Ты говоришь: не
вкусит смерти (Ин. 8, 52)? Поэтому Он, чтобы
разрешить такое недоумение и показать,
что действительно не умрет навсегда,
упомянул о воскресении. Часто же говорит
о таинстве (причащения), чтобы показать,
как оно необходимо и что оно непременно
должно быть. Плоть Моя истинно есть
пища, и Кровь Моя истинно есть питие
(ст. 55). Что значат эти слова? Ими Он
хочет... сказать то, что Плоть Его есть
истинное брашно, спасающее душу...
Далее говорит: Ядущий
Мою Плоть пребывает во Мне (ст. 56); этим
показывает, что такой человек соединяется
с Ним. Следующие же слова, если не вникнуть
в их смысл, представляются как будто не
имеющими связи с предыдущими. Какая, в
самом деле, говорят, последовательность
— сначала сказать: Ядущий Мою Плоть
пребывает во
Мне — и затем продолжать:
Как послал Меня живый Отец, и Я живу
Отцем (ст. 57)? Однако же между этими
словами есть большое соответствие.[8–1–47–1]
***
…Что же значит: живу
Отцем (ст. 57)? Здесь Христос указывает
только причину, говоря как бы так: как
живет Отец, так и Я живу. И: ядущий Меня
жить будет Мною (ст. 57). Жизнь здесь
разумеет не обыкновенную, но прославленную.
А что Он говорит о жизни не обыкновенной,
но о той славной и неизреченной, это
видно из того, что все — и неверующие,
и непосвященные — тоже живут, хотя и не
вкушают той плоти. Видишь, что речь идет
не об этой жизни, но о той. Он как бы так
говорит: ядущий Мою плоть не погибнет
по смерти и не подвергнется наказанию.
И не об общем также
воскресении говорит, так как все одинаково
воскреснут, но о воскресении особенном,
славном, соединенном с наградой. Сей-то
есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как
отцы ваши ели манну и умерли: ядущий
хлеб сей жить будет вовек (ст. 58)...
Итак, (Христос) говорит
и о воскресении частью потому, что сказал
о жизни вечной, а частью и для того, чтобы
показать, что эта жизнь не теперь, но
будет по воскресении. Откуда же, скажешь,
это видно? Из Писания. К нему при всяком
случае отсылает Он иудеев, повелевая
из него удостоверяться в том. А словами
дает жизнь миру (ст. 33) Он возбуждает в
них соревнование, чтобы, таким образом,
они не лишали себя этого дара по крайней
мере из ревности, что другие наслаждаются
им. О манне же часто упоминает для того,
чтобы и различие показать между ею и
небесным хлебом, и привести их к вере.
Если для Него возможно было без жатвы,
без хлеба и других снадобий сохранить
в продолжение сорока лет жизнь их
предков, то тем более это возможно будет
теперь,
когда Он пришел совершить
большие дела. С другой стороны, если то
были некоторые образы и, однако же, тогда
собирали пищу без пота и трудов, то тем
более это будет теперь, когда во всем
более различий, когда смерти уже нет и
мы пользуемся истинною жизнью. [8–1–47–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|