Иисус же сказал
им: Я есмь хлеб жизни...
...приходящий ко Мне
не будет алкать, и верующий в Меня не
будет жаждать
никогда (Ин. 6, 35).
Нет ничего хуже, ничего
постыднее чревоугодия. Оно делает ум
тупым; оно делает душу плотскою; оно
ослепляет и не позволяет видеть. Вот
смотри — это случилось и с иудеями. Так
как, будучи преданны чревоугодию, они
всецело были заняты предметами житейскими
и не думали ни о чем духовном, то хотя
Христос возбуждает их множеством слов,
исполненных то строгости, то
снисходительности, но и при всем этом
они не встают, а по-прежнему лежат долу.
Посмотри, Он сказал им: Вы ищете Меня не
потому, что видели чудеса, но потому,
что ели хлеб и насытились (ст. 26),— (и
чрез это) поразил обличением; показал,
какой должно искать пищи, сказав:
Старайтесь не о пище тленной; предложил
им награду в словах: но о пище, пребывающей
в жизнь вечную (ст. 27)... Что же они? Как
бы не слыхав ничего, говорят: Что нам
делать, чтобы творить дела Божии? (ст.
28). Сказали же это (как показывают
последующие обстоятельства) не с тем,
чтобы узнать и исполнить, но чтобы
расположить Его опять дать им пищу и
насытить их. Что же Христос? Вот дело
Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он
послал. На это они сказали: Какое же Ты
дашь знамение, чтобы мы увидели и
поверили? Отцы наши ели манну в пустыне
(ст. 29–31). Ничего нет бесчувственнее,
ничего бессмысленнее этих слов. Тогда
как чудо было еще пред их глазами, они
говорили так, как будто еще не сделано
ни одного чуда: Какое же Ты дашь знамение?..
И смотри, с какою беспредельной мудростью
Христос отвечает им: Не Моисей дал вам
хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный
хлеб с небес (ст. 32)…
Хлебом же истинным
называет тот хлеб не потому, что бы чудо
над манной было ложно, а потому, что она
была образом, а не самою истиною. А
упомянув о Моисее, не противопоставил
Себя ему, потому что иудеи еще не
предпочитали Его Моисею, а, напротив, о
Моисее имели высшее понятие, чем о Нем.
Поэтому, сказав: не Моисей дал, Он не
присовокупил: Я даю, но вместо того
сказал: Отец дает. [8–1–45–1]
Иисус же сказал
им: Я есмь хлеб жизни...
...приходящий ко Мне
не будет алкать, и верующий в Меня не
будет жаждать
никогда (Ин. 6, 35).
Нет ничего хуже, ничего
постыднее чревоугодия. Оно делает ум
тупым; оно делает душу плотскою; оно
ослепляет и не позволяет видеть. Вот
смотри — это случилось и с иудеями. Так
как, будучи преданны чревоугодию, они
всецело были заняты предметами житейскими
и не думали ни о чем духовном, то хотя
Христос возбуждает их множеством слов,
исполненных то строгости, то
снисходительности, но и при всем этом
они не встают, а по-прежнему лежат долу.
Посмотри, Он сказал им: Вы ищете Меня не
потому, что видели чудеса, но потому,
что ели хлеб и насытились (ст. 26),— (и
чрез это) поразил обличением; показал,
какой должно искать пищи, сказав:
Старайтесь не о пище тленной; предложил
им награду в словах: но о пище, пребывающей
в жизнь вечную (ст. 27)... Что же они? Как
бы не слыхав ничего, говорят: Что нам
делать, чтобы творить дела Божии? (ст.
28). Сказали же это (как показывают
последующие обстоятельства) не с тем,
чтобы узнать и исполнить, но чтобы
расположить Его опять дать им пищу и
насытить их. Что же Христос? Вот дело
Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он
послал. На это они сказали: Какое же Ты
дашь знамение, чтобы мы увидели и
поверили? Отцы наши ели манну в пустыне
(ст. 29–31). Ничего нет бесчувственнее,
ничего бессмысленнее этих слов. Тогда
как чудо было еще пред их глазами, они
говорили так, как будто еще не сделано
ни одного чуда: Какое же Ты дашь знамение?..
И смотри, с какою беспредельной мудростью
Христос отвечает им: Не Моисей дал вам
хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный
хлеб с небес (ст. 32)…
Хлебом же истинным
называет тот хлеб не потому, что бы чудо
над манной было ложно, а потому, что она
была образом, а не самою истиною. А
упомянув о Моисее, не противопоставил
Себя ему, потому что иудеи еще не
предпочитали Его Моисею, а, напротив, о
Моисее имели высшее понятие, чем о Нем.
Поэтому, сказав: не Моисей дал, Он не
присовокупил: Я даю, но вместо того
сказал: Отец дает. [8–1–45–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|