Иосиф и Никодим
После сего пришед Иосиф
из Аримафеи — ученик Иисуса (Ин. 19, 38)...
Иосиф, представ пред Пилата, просит у
него позволения — и тот позволяет. Да
и почему бы он мог не позволить? В деле
Иосифа принимает участие и Никодим...
Они приносят такие ароматы, которые
преимущественно имели силу надолго
сохранять тело и не давать ему скоро
предаться тлению. Это показывает, что
они не представляли о Христе ничего
великого; тем не менее, однако же, в этом
видна их великая любовь к Нему.
Но почему не пришел
никто из двенадцати — ни Иоанн, ни Петр,
ни другой кто из значительных? Евангелист
не скрывает и этого. Быть может, кто-нибудь
скажет, они боялись иудеев, но и те (Иосиф
и Никодим) также одержимы были страхом.
Об Иосифе именно сказано, что он был
тайный из страха от Иудеев (ст. 38). Итак,
нельзя сказать, что он сделал это потому,
что совершенно пренебрегал иудеями;
нет, и он боялся и однако же пришел. А
Иоанн, хотя присутствовал при кресте и
видел кончину Христову, не сделал ничего
подобного. Что ж это значит? Мне кажется,
что Иосиф был из числа людей весьма
знаменитых, как это видно и из самого
погребения, и что он был известен Пилату.
Потому-то он и получил дозволение. И он
погребает Его уже не как преступника,
но — по обычаю иудейскому — великолепно,
как человека великого и славного.
Но как у них не много
оставалось времени (смерть Христова
последовала в девятом часу, и потому,
естественно, что, пока они ходили к
Пилату и пока снимали тело с Креста,
наступил уже вечер, когда нельзя было
заниматься работой), то они полагают
Его в ближайшую гробницу. Устроилось
так, что Христос положен был в новом
гробе, в котором никто прежде не был
положен, чтобы Воскресение не могло
быть приписано кому-нибудь другому,
вместе с Ним лежащему, чтобы ученики,
по близости этого места, легко могли
прийти и быть зрителями случившегося
и чтобы свидетелями погребения были не
только они, но и враги. [8–2–85–3,
4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|