И дал Ему власть
производить и суд (Ин. 5, 27)
Но для чего Он так часто
повторяет о воскресении и суде? Как,
говорит, Отец воскрешает мертвых и
оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет
(Ин. 5, 21). Опять: Отец и не судит никого,
но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). И еще:
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так
и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.
5, 26). Также: Услышат глас Сына Божия и,
услышав, оживут (Ин. 5, 25). И здесь опять:
И дал Ему власть производить и суд. Для
чего же Он так часто касается этих
предметов, то есть суда, жизни и
воскресения?
Потому что это больше
всего может подействовать и на самого
несговорчивого слушателя. Кто убежден,
что воскреснет и даст тогда отчет во
грехах своих, тот, хотя бы и не видел
никакого другого знамения, по одном
этому убеждению скоро обратится и
постарается умилостивить Судию своего,
потому что Он есть Сын Человеческий, не
дивитесь сему (Ин. 5, 27, 28)…
Так как слушателям
могли казаться слова Его несовместными,
потому что они почитали Его не более
как простым человеком, а между тем слова
Его были выше человека, даже выше Ангела
и только одному Богу могли быть
свойственны, то, разрешая такое недоумение,
Он и присовокупляет: Не дивитесь, что
Он есть Сын Человеческий: ибо наступает
время, в которое все, находящиеся в
гробах, услышат глас Его и изыдут
творившие добро в воскресение жизни, а
делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29).
Но почему Он не сказал так:
«Не дивитеся, яко Сын человеческий есть;
Он есть вместе и Сын Божий», а упомянул
о воскресении? Он уже высказал это выше:
услышат глас Сына Божия. А что здесь
умолчал об этом, не удивляйся. Говоря о
таком деле, которое свойственно Богу,
этим самым дает слушателям основание
заключать, что Он есть и Бог, и Сын Божий.
Если бы Он часто повторял это, то
слушателям это надоело бы, а доказывая
то же самое чудными делами, Он делал
учение Свое не столь ненавистным…[8–1–39–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|