Вечное чудо
Каны Галилейской
Но как в то время Иисус
претворил воду в вино, так и тогда и ныне
не перестает прелагать нравы людей
слабых и рассеянных. Есть, есть, говорю,
люди, ничем не отличающиеся от воды,—
так они холодны, жидки, ни в чем не тверды.
Находящихся в таком состоянии людей
наш долг приводить к Господу, чтобы Он
благоволил нравам их сообщить качество
вина, чтобы они не рассеивались, но
приобрели постоянство на радость себе
и другим.
Кто же это такие холодные
люди, как не те, которые много занимаются
делами настоящей жизни, которые не
презирают наслаждений этого мира,
любители славы и власти? Все это потоки,
никогда не останавливающиеся, но
постоянно с большою стремительностью
несущиеся в бездну. <...> Что же касается
до удовольствий сластолюбия, то они не
только текут и проходят, но еще приносят
нам много тревог. Когда им предаются с
увлечением, то они и крепость тела
ослабляют, и душу лишают мужества. И не
так сильное течение рек размывает берега
и обрушивает их, как сластолюбие и
пресыщение подрывают все опоры нашего
здоровья. Пойди в больницу и спроси об
этом — там узнаешь, что отсюда происходят
почти все болезни. Умеренная и простая
трапеза — мать здоровья. Так называют
ее и врачи, признавая здоровым не
наедаться досыта.
Умеренность в пище,
говорят они, и есть здоровье; а пища
скудная — мать здоровья. Если же
умеренность в пище — источник здоровья,
то явно, что пресыщение — источник
болезней и недугов и рождает такие
страдания, которые превышают и само
искусство врачей. <...> Если же хочешь
знать и болезни души, отсюда рождающиеся,
то увидишь, что любостяжание, разврат,
уныние, леность, любострастие и все
непотребства отсюда ведут свое начало.
Души людей, питающихся такими трапезами,
ничем не лучше ослов: так терзают их эти
звери. Говорить ли еще о том, сколько
скорбей и неприятностей получают
преданные пресыщению? Всех их исчислить
невозможно. [8–1–22–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |