И не будь
неверующим, но верующим
Итак, снова является
Иисус и не ожидает, пока (Фома) станет
просить Его или скажет что-нибудь
подобное, но еще прежде, чем тот сказал
что-нибудь, исполняет его желание,
показывая тем, что Он был с учениками и
в то время, как (Фома) говорил с ними. Он
употребил те же самые слова, сильно
укоряя его и вразумляя на будущее время.
Сказав: Подай перст твой сюда и посмотри
руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра
Мои, прибавил: и не будь неверующим, но
верующим (Ин. 20, 27). Видишь ли, что сомнение
происходило от неверия? Но так было
прежде, чем получили Духа Святого, а
после — не так: они уже были совершенны.
И не этими только словами Христос укорил,
но и дальнейшими. Когда Фома, удостоверившись,
успокоился и воскликнул: Господь мой и
Бог мой! — Христос сказал: Ты поверил,
потому что увидел Меня; блаженны
невидевшие и уверовавшие (ст. 28, 29). Вера
в том, действительно, и состоит, чтобы
принимать невидимое: Вера же есть
осуществление ожидаемого и уверенность
в невидимом
(Евр. 11, 1). А блаженными Он
называет здесь не одних только учеников,
но и тех, которые уверуют после них. Но
ведь ученики, скажешь, увидели и уверовали?
Однако же они ничего подобного не
требовали, но от погребальных пелен
тотчас приняли слово о Воскресении и,
прежде чем увидели Самого Христа, уже
показали полную веру.
Итак, если кто в настоящее
время скажет: как бы я желал жить в те
времена и видеть Христа чудодействующего!
— тот пусть подумает, что блаженны не
видевшие и уверовавшие. При этом случае
справедливо можно прийти в недоумение:
каким образом тело нетленное имело на
себе язвы гвоздинные и как возможно
было касаться его смертною рукою? Но не
смущайся: это было делом снисхождения.
Тело, столь тонкое и легкое, что вошло
сквозь затворенные двери (см.: Ин. 20, 26),
очевидно, чуждо было всякой дебелости,
но Христос показывает его таким для
того, чтобы уверить в Воскресении и
научить, что именно Он был распят и не
другой воскрес вместо Него.
[8–2–87–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|