Приходящий
свыше и есть выше всех; а сущий от земли
земной
и есть и говорит, как сущий от
земли (Ин. 3, 31)
Страшно славолюбие,
страшно и исполнено многих зол. Это
терние, с трудом исторгаемое, зверь
неукротимый, многоглавый, восстающий
на тех самых, которые питают его. Как
червь поядает дерева, в которых
зарождается, ржа снедает железо,
в
котором появляется, и моль — ткань, так
и тщеславие губит душу, воспитавшую
его в себе.
Поэтому много нам нужно
старания, чтобы истребить в себе эту
страсть. Вот и здесь сколько Иоанн ни
внушал ученикам своим, страдавшим этим
недугом, однако едва укрощает их. После
сказанных раньше слов, он обращается к
ним и еще с другою речью. С какою же?
Приходящий свыше, говорит он, и есть
выше всех; а сущий от земли земной и есть
и говорит, как сущий от земли (Ин. 3, 31).
Так как вы, говорит он, всюду разносите
мое свидетельство и говорите, что в нем
я вполне достоин веры, то надобно вам
знать, что Грядущий с небес не может
делаться достойным веры через того, кто
живет на земле. Что же значат и что
показывают слова: есть выше всех? Они
показывают, что Христос ни в ком не
нуждается, но Сам в Себе доволен и что
Он выше всех без всякого сравнения… Не
другое что означают слова: говорит, как
сущий от земли, как то, что мои слова, в
сравнении с Христовыми, маловажны,
скудны, ничтожны, таковы, каковыми и
свойственно быть словам, получившим
земное происхождение. Но в Нем сокрыты
все сокровища премудрости и ведения
(Кол. 2, 3). А что Иоанн говорит здесь не
об умствованиях человеческих, это
очевидно из его же слов: сущий от земли
земной и есть. Но ведь в Иоанне не все
было от земли, а главнейшее было небесное;
он имел и душу, и общение Духа не от
земли. Как же Иоанн говорит о себе, что
он от земли? Ничего иного это не означает,
как то, что: я мал и ничего не стою, как
приходящий от земли и на земле родившийся,
а Христос пришел к нам свыше. Когда же
всеми этими словами Иоанн укротил
страсть своих учеников, тогда уже с
большим дерзновением вещает о
Христе.
[8–1–30–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|