О
воскрешении Лазаря
Многие из еретиков
говорят, что Сын не подобен Отцу. Почему?
Потому что Христос, говорят они, для
воскрешения Лазаря имел нужду в молитве,
а если бы не помолился, то и не воскресил
бы Лазаря. Как же, говорят они, молившийся
может быть подобным принимающему
молитву? Здесь один молится, а другой
принимает молитву от молящегося. Но они
богохульствуют, не понимая, что молитва
была делом снисхождения и по причине
немощи присутствовавших… Между тем
иудеи, находя здесь повод к противоречию,
говорят: как христиане считают Богом
Того, Который даже не знал места, где
лежал умерший Лазарь? Ибо Спаситель
сказал сестрам Лазаря, Марфе и Марии:
Где вы положили его? (Ин. 11, 34). Видишь ли,
говорят они, Его неведение? Видишь ли
Его немощь? Как же Тот, Который даже не
знал места, может быть Богом? Но я спрошу
их, не сомневаясь сам, но для посрамления
их противоречия: ты говоришь, иудей, что
Христос не знал этого, если сказал: где
вы положили его? Так и Отец не знал в
раю, где скрылся Адам, если Он ходил, как
бы ища его в раю, и говорил: Адам, где ты?
(Быт. 3, 9) — то есть где ты скрылся? Почему
прежде Он не говорил о месте, откуда
Адам дерзновенно беседовал с Богом?
Адам, где ты? Что же Адам? Голос Твой я
услышал в раю и убоялся, потому что я
наг, и скрылся (Быт. 3, 10). Если ты, иудей,
называешь неведением то, называй
неведением и это. <...>
Выслушай и еще пример
из Божественного Писания. Бог сказал
Аврааму: Вопль Содомский и Гоморрский,
велик он, и грех их, тяжел он весьма;
сойду и посмотрю, точно ли они поступают
так, каков вопль на них, восходящий ко
Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20–21). Ведающий
сокровенное и знающий все прежде бытия
его (Дан. 13, 42), Испытующий сердца и утробы
Бог (ср.: Пс. 7, 10), Знающий мысли человеческие (ср.: Пс. 93, 11) сказал: Сойду и посмотрю,
точно ли они поступают так, каков вопль
на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
Если то означает неведение, то и это
означает неведение. Но ни Отец не имел
неведения в Ветхом Завете, ни Сын — в
Новом Завете.
[1–2–Против
аномеев –9–1]
***
Теперь же время выступить
против тех, которые говорят, что Христос
по немощи Своей молился, воскрешая
Лазаря. Слушайте же, прошу вас, возлюбленные,
со всем вниманием. Когда умер Лазарь,
Иисус не был в тех местах, но был в Галилее
и сказал Своим ученикам: Лазарь, друг
наш, уснул (Ин. 11, 11). Они же, думая, что Он
говорит о сне его, сказали Ему: Господи!
если уснул, то выздоровеет (Ин. 11, 12).
Тогда Он ясно сказал им: Лазарь умер
(Ин. 11, 14). Затем Спаситель идет в Иерусалим
к тому месту, где лежал Лазарь; Его
встречает сестра Лазаря и говорит Ему:
Господи! если бы Ты был здесь, не умер
бы брат мой (Ин. 11, 21). Если бы Ты был здесь
— немощна ты, женщина! Эта женщина тогда
не знала, что Христос хотя не присутствовал
телесно, но присутствовал силой Божества;
она же ограничивала силу Учителя телесным
присутствием. Марфа говорит Ему: Господи!
если бы Ты был здесь, не умер бы брат
мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь
у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 22). Вследствие
ее просьбы Спаситель и совершает молитву.
Бог не имел нужды в
молитве, чтобы воскресить мертвого.
Разве не воскрешал Он и других мертвецов?
Когда Он встретил мертвого (юношу),
выносимого из ворот, то коснулся только
одра его — и воскресил мертвеца (см.:
Лк. 7, 14). Разве имел Он тогда нужду в
молитве, чтобы воскресить умершего?..
Но что я говорю об Учителе? Ученики Его
воскрешали мертвых одним словом... Узнай
еще более удивительное: даже тень
апостолов воскрешала мертвых. Так что
выносили, говорится в Писании, больных
на улицы... дабы, хотя тень проходящего
Петра осенила кого из них, и они тотчас
вставали (Деян. 5, 15–16). Что же? Тень
учеников воскрешала мертвых, а Учитель
имел нужду в молитве, чтобы воскресить
мертвого? Нет, Спаситель совершает
молитву по причине немощи женщины,
которая говорила Ему: Господи! если бы
Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и
теперь знаю, что чего Ты попросишь у
Бога, даст Тебе Бог. <...> Так по
настроению людей употребляется и
лекарство врача. [2–1–Против аномеев–9–2]
***
Что же сказал Христос?
Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). Когда совершилась
молитва, то мертвый не воскрес, а когда
Он сказал: Лазарь! иди вон, тогда мертвый
воскрес. О сила смерти! О могущество
силы, удерживающей душу! О ад! Совершилась
молитва, и ты не освобождаешь мертвого?
Нет, говорит ад. Почему? Потому что мне
не дано повеления.
Я —
страж, удерживающий здесь виновного;
если не получаю повеления, то и не
отпускаю; молитва же была не для меня,
а для присутствовавших неверных; не
получая повеления, я не отпускаю
виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить
душу. <...>
Лазарь! иди вон. А для
чего Христос назвал мертвого по имени?
Для чего? Для того, чтобы, обратив речь
вообще к мертвым, не вызвать всех из
гробов, Он поэтому и говорит: Лазарь!
иди вон, тебя одного Я вызываю в присутствии
этого народа, чтобы частным воскресением
показать и силу будущего; так, как Я
воскресил одного, воскрешу вселенную:
Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25).
Лазарь! иди вон. И вышел
умерший, обвитый по рукам и ногам
погребальными пеленами (Ин. 11, 44). О,
дивные дела! Тот, Кто разрешил душу от
уз смерти, разрушил врата ада, сокрушил
врата медные и двери железные, Тот,
освободив душу от уз смерти, неужели не
мог освободить мертвого и от погребальных
пелен? Конечно, мог, но Он повелевает
иудеям развязать пелены, которыми они
обвили Лазаря при погребении, чтобы они
признали эти пелены и на основании того,
что сами сделали, убедились, что это тот
самый Лазарь, которого они приготовляли
к погребению, и что здесь — Христос,
пришедший в мир по благоволению Отца,
имея власть над жизнью и смертью.
[2–1–Против
аномеев–9–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|