Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

О воскрешении Лазаря

Многие из еретиков говорят, что Сын не подобен Отцу. Почему? Потому что Христос, говорят они, для воскрешения Лазаря имел нужду в молитве, а если бы не помолился, то и не воскресил бы Лазаря. Как же, говорят они, молившийся может быть подобным принимающему молитву? Здесь один молится, а другой принимает молитву от молящегося. Но они богохульствуют, не понимая, что молитва была делом снисхождения и по причине немощи присутствовавших… Между тем иудеи, находя здесь повод к противоречию, говорят: как христиане считают Богом Того, Который даже не знал места, где лежал умерший Лазарь? Ибо Спаситель сказал сестрам Лазаря, Марфе и Марии: Где вы положили его? (Ин. 11, 34). Видишь ли, говорят они, Его неведение? Видишь ли Его немощь? Как же Тот, Который даже не знал места, может быть Богом? Но я спрошу их, не сомневаясь сам, но для посрамления их противоречия: ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: где вы положили его? Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил, как бы ища его в раю, и говорил: Адам, где ты? (Быт. 3, 9) — то есть где ты скрылся? Почему прежде Он не говорил о месте, откуда Адам дерзновенно беседовал с Богом? Адам, где ты? Что же Адам? Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 10). Если ты, иудей, называешь неведением то, называй неведением и это. <...>

Выслушай и еще пример из Божественного Писания. Бог сказал Аврааму: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 20–21). Ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его (Дан. 13, 42), Испытующий сердца и утробы Бог (ср.: Пс. 7, 10), Знающий мысли человеческие (ср.: Пс. 93, 11) сказал: Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. Если то означает неведение, то и это означает неведение. Но ни Отец не имел неведения в Ветхом Завете, ни Сын — в Новом Завете.
[1–2–Против аномеев –9–1]

***

Теперь же время выступить против тех, которые говорят, что Христос по немощи Своей молился, воскрешая Лазаря. Слушайте же, прошу вас, возлюбленные, со всем вниманием. Когда умер Лазарь, Иисус не был в тех местах, но был в Галилее и сказал Своим ученикам: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11, 11). Они же, думая, что Он говорит о сне его, сказали Ему: Господи! если уснул, то выздоровеет (Ин. 11, 12). Тогда Он ясно сказал им: Лазарь умер (Ин. 11, 14). Затем Спаситель идет в Иерусалим к тому месту, где лежал Лазарь; Его встречает сестра Лазаря и говорит Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11, 21). Если бы Ты был здесь — немощна ты, женщина! Эта женщина тогда не знала, что Христос хотя не присутствовал телесно, но присутствовал силой Божества; она же ограничивала силу Учителя телесным присутствием. Марфа говорит Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 22). Вследствие ее просьбы Спаситель и совершает молитву.

Бог не имел нужды в молитве, чтобы воскресить мертвого. Разве не воскрешал Он и других мертвецов? Когда Он встретил мертвого (юношу), выносимого из ворот, то коснулся только одра его — и воскресил мертвеца (см.: Лк. 7, 14). Разве имел Он тогда нужду в молитве, чтобы воскресить умершего?.. Но что я говорю об Учителе? Ученики Его воскрешали мертвых одним словом... Узнай еще более удивительное: даже тень апостолов воскрешала мертвых. Так что выносили, говорится в Писании, больных на улицы... дабы, хотя тень проходящего Петра осенила кого из них, и они тотчас вставали (Деян. 5, 15–16). Что же? Тень учеников воскрешала мертвых, а Учитель имел нужду в молитве, чтобы воскресить мертвого? Нет, Спаситель совершает молитву по причине немощи женщины, которая говорила Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. <...> Так по настроению людей употребляется и лекарство врача. [2–1–Против аномеев–9–2]

 

***

Что же сказал Христос? Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). Когда совершилась молитва, то мертвый не воскрес, а когда Он сказал: Лазарь! иди вон, тогда мертвый воскрес. О сила смерти! О могущество силы, удерживающей душу! О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? Нет, говорит ад. Почему? Потому что мне не дано повеления.
Я — страж, удерживающий здесь виновного; если не получаю повеления, то и не отпускаю; молитва же была не для меня, а для присутствовавших неверных; не получая повеления, я не отпускаю виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить душу. <...>

Лазарь! иди вон. А для чего Христос назвал мертвого по имени? Для чего? Для того, чтобы, обратив речь вообще к мертвым, не вызвать всех из гробов, Он поэтому и говорит: Лазарь! иди вон, тебя одного Я вызываю в присутствии этого народа, чтобы частным воскресением показать и силу будущего; так, как Я воскресил одного, воскрешу вселенную: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25).

Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами (Ин. 11, 44). О, дивные дела! Тот, Кто разрешил душу от уз смерти, разрушил врата ада, сокрушил врата медные и двери железные, Тот, освободив душу от уз смерти, неужели не мог освободить мертвого и от погребальных пелен? Конечно, мог, но Он повелевает иудеям развязать пелены, которыми они обвили Лазаря при погребении, чтобы они признали эти пелены и на основании того, что сами сделали, убедились, что это тот
самый Лазарь, которого они приготовляли к погребению, и что здесь — Христос, пришедший в мир по благоволению Отца, имея власть над жизнью и смертью.
[2–1–Против аномеев–9–3]

 

из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"

"Год со Святителем Иоанном Златоустом"

Календарь с чтениями на каждый день

 

купить по издательской цене  >>>

подробнее о календаре  >>>

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї