Иоанн Златоуст:
О предательстве
Иуды
Тогда один из двенадцати,
называемый Иуда Искариот, пошел к
первосвященникам и сказал: что вы дадите
мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 14–15).
Эти слова, по-видимому,
ясны, и ничего более в них не подразумевается,
но если кто тщательно исследует каждое
из этих слов, то найдет в них много
предметов для размышления и великую
глубину мыслей. И во-первых — время; не
напрасно евангелист означает его, не
просто сказал он: пошел, но прибавил:
тогда пошел. Тогда — скажи мне: когда?
И для чего он означает время? Чему он
хочет научить меня? Не без цели сказано
это тогда — говорящий Духом не говорит
напрасно и без цели. Что же значит это
тогда? Перед тем самым временем, перед
тем самым часом приходила блудница с
алавастровым сосудом мира и возлила
этот елей на главу Господа (Мф. 26, 7). Она
показала великую услужливость, показала
великую веру, великое послушание и
благоговение; изменила прежнюю жизнь,
сделалась лучше и целомудреннее. Но
когда блудница раскаялась, когда она
снискала себе благоволение Владыки,
тогда ученик предал Учителя. Для того
и сказано: тогда, чтобы ты не обвинял
Учителя в немощи, когда увидишь, что
ученик предает Учителя. Сила Учителя
была такова, что она привлекала и блудниц
к повиновению Ему. Почему же, скажешь,
обращавший блудниц не в силах был
привлечь к Себе ученика? Он в силах был
привлечь к Себе ученика, но не хотел
сделать его добрым по необходимости и
привлечь к Себе насильно.
Тогда пошел. Немаловажный
предмет для размышления заключается и
в этом слове: пошел; не быв призван
первосвященниками, не быв принужден
необходимостью или силой, но сам по себе
и от себя он произвел коварство и
предпринял такое намерение, не имея
никого сообщником этого нечестия. [2–1–О
предательстве Иуды…1]
***
Что вы дадите мне, и
я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Скажи мне,
Иуда, этому ли поучал тебя Учитель
столько времени? Неужели ты забыл
многократные советы? Не для того ли
говорил Он: не берите с собою ни золота,
ни серебра (Мф. 10, 9), с самого начала
подавляя чрезмерную безумную любовь
твою к деньгам? Не увещевал ли Он, говоря:
но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую (Мф. 5, 39)? За что,
скажи мне, предаешь ты Учителя? За то
ли, что Он даровал тебе власть над
демонами, так что ты мог исцелять и
болезни, и очищать прокаженных, и
показывать много других подобных чудес?
Итак, за такие благодеяния ты так
оплачиваешь Ему?
О, безумие, вернее же —
сребролюбие! Все это зло причинило
сребролюбие, корень зол — сребролюбие,
которое омрачает наши души и попирает
самые законы природы, лишает нас рассудка
и не допускает помнить ни дружбы, ни
родства, ни чего другого, но, раз ослепив
умные наши очи, так и заставляет блуждать
во мраке. Чтобы тебе яснее знать это,
посмотри, сколько (доброго) изгнала (эта
страсть) из души Иуды. Беседу (с Христом),
жизнь (с Ним), общение, чудное учение —
все это предало забвению вкравшееся (в
Иуду) сребролюбие. <...>
Чтобы показать, что Он
предан по Своей воле, послушай, что
делает Он. В самый момент предательства,
когда к Нему подошли вооруженные мечами
и оружием, со светильниками и факелами,
Он говорит последним: Кого ищете? (Ин.
18, 4). Они не знали даже, кого должны были
взять. Вот насколько бессилен был Иуда
предать Его: он не мог даже видеть Того,
Кого намеревался предать, когда Он был
тут, и это при светильниках и таком
изобилии света. Что на это намекая
именно, евангелист сказал, что у них
были светильники и факелы и они все-таки
не могли найти Его, это видно из слов:
Стоял же с ними и Иуда (Ин. 18, 5), тот, кто
сказал: Я вам предам Его. Господь ослепил
ум их, желая показать собственное
могущество и чтоб они сознали, что
предпринимают невозможное дело. [2–1–О
предательстве Иуды…2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|