Нужно всегда
бодрствовать и трезвиться
У тех, кто лечит тела,
бывает так, что наносящий сечение сам
нисколько его не чувствует, а раздирается
от болей один только тот, кому производится
сечение; у врачующих же души дело обстоит
не так: если только я не ошибаюсь, судя
по себе о других, сам говорящий первый
испытывает боль, когда порицает других.
Поистине не так чувствуем мы скорбь,
будучи обличаемы другими, как обличая
других за грехи, в которых повинны
сами.
Желаете знать, сколь
полезное дело — помнить о своих грехах?
Когда дело идет о трате денег, то мы,
лишь только встанем с постели, прежде
чем выйти на рынок или приняться за
какие-нибудь домашние или общественные
дела, призываем слугу и требуем от него
отчета в издержках, чтобы видеть, что
потрачено худо, что правильно и сколько
осталось; если видим, что остается
немного, всячески придумываем источники
доходов, чтобы по неосмотрительности
не погибнуть с голоду. То же самое будем
делать и относительно наших поступков:
призвав свою совесть, потребуем у нее
отчета в словах, в делах, в помышлениях;
исследуем, что употреблено на пользу,
что во вред нам; какое слово потрачено
худо — на брань, на сквернословие, на
оскорбления; какой помысл побудил глаз
к любострастию; какое слово перешло на
погибель нашу в дело, при посредстве ли
рук, или языка, или даже глаз; постараемся
отстать от бесполезной траты, а вместо
уже худо истраченного собрать иные
приобретения: вместо напрасно произнесенных
слов — молитвы, вместо бывших невоздержных
взглядов — милостыню, пост. Если мы
будем тратить бесполезно и не станем
ни отлагать, ни собирать себе ничего
доброго, то, дойдя до крайней бедности,
доведем себя, сами того не замечая, до
вечного гееннского наказания.
<...> Нужно всегда
бодрствовать и трезвиться и никогда не
чувствовать себя в безопасности, потому
что нет и определенного времени для
нападения того, кто враждует против
нас. [12–2–24]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |