Великий пример
покаяния
Человек ничтожный и
отверженный, если и поскользнется и
падет, приносит обществу не столь великий
вред, но кто с великою славою стоит, как
бы на какой высоте, на самом верху
добродетели, кто всем известен и явен,
кому все удивляются, тот, если падет от
искушения, причиняет великое разрушение
и вред не только потому, что он сам пал
с высоты, но и потому, что делает более
беспечными многих из тех, кто смотрит
на него.
И подобно тому
как для тела не велик вред, когда поврежден
какой-нибудь неважный член, но когда
потеряны глаза или повреждена голова,
все тело делается бесполезным, так точно
можно сказать и относительно достигших
высокой степени добродетели: когда они
померкнут, когда запятнают себя
каким-нибудь поношением, то приносят
общий и тягчайший вред остальному
телу...
Человек не повредит
тебе, если ты сам не причинишь себе
вреда. Если ты чист от греха, то, хотя бы
тысячи мечей висели над твоей головой,
Бог избавит тебя; а если за тобой есть
грех, то, хотя бы ты был в раю, будешь
извержен из него. Адам был в раю и пал;
Иов был на гноище и был увенчан. Какую
пользу принес первому рай? Какой вред
причинило последнему гноище? Тому никто
не строил козней, и он пал; против этого
злоумышлял диавол, и он оказался
победителем. Не отнял ли последний у
него имущества? Но благочестия его не
лишил. Не похитил ли его детей? Но веры
его не поколебал. Не растерзал ли его
тела? Но сокровища не нашел. <...>
Видите царя и пророка,—
разумею Давида,— как он сражается,
падает, восстает и побеждает? Видите,
как налегает грех и закалается чрез
покаяние? Посмотрите, как он, и после
того как получил благодать Духа, приобрел
дерзновение у Бога, после множества
подвигов добродетели, после стольких
трофеев возглашает: Помилуй меня, Боже,
по великой милости Твоей (Пс. 50, 3). <...>
О, благородная душа! Не предал он забвению
свой грех, но, когда он и прощен был ему,
написал его, как бы на какой картине, на
своей совести. [12–2–24]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|