Иоанн Златоуст:
Крест — хранитель всей вселенной
Крест — уничтожение вражды, он — охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили жениха, не боимся волка, потому что имеем доброго пастыря. Я есмь, говорит, пастырь добрый (Ин. 10, 11). Благодаря кресту мы не трепещем пред тираном, потому что находимся около царя.
Вот почему мы и празднуем, совершая память креста. Так повелел праздновать ради креста и Павел. Посему станем праздновать, говорит, не со старою закваскою… но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Затем, указывая причину, присовокупил, что Пасха наша, Христос, заклан за нас (ст. 7). Видишь, каким образом повелевает он праздновать ради креста? На кресте Христос заклан за нас, а где жертва, там уничтожение грехов, там примирение с Господом, там праздник и радость.
Пасха наша, Христос, заклан за нас. Где, скажи мне, заклан за нас? На высоте помоста. Необычен жертвенник этой жертвы, потому что и жертва необычайная и небывалая. В самом деле, один и тот же был и жертвой и священником: жертвой был плотью, а священником — духом. Один и тот же приносил и был приносим плотью. Послушай, как изъяснил то и другое Павел. Ибо всякий первосвященник, говорит он, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу… а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести (Евр. 5, 1; 8, 3); вот Сам Он приносит Себя. А в другом месте говорит, что так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих… для ожидающих Его во спасение (Евр. 9, 28). Здесь Он принесен, там — принес Себя. [2–1–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|