Иоанн Златоуст:
Следовать
примеру праведников
Когда падет человек,
уловленный и низринутый грехом, когда
потом будет угрызать его совесть и он,
непрестанно памятуя о грехе, подавляется
чрезмерной печалью, каждый день горит
в огне и, несмотря на множество утешителей,
не получает утешения, тогда, войдя в
церковь и услышав, что многие из святых
после падения восстали и снова вошли в
прежнюю славу,— неприметно получает
утешение. Притом людям мы, согрешив,
часто не смеем и открыть своего греха,
потому что нам стыдно и совестно, а если
и откроем, то не получим такой пользы.
Но когда Бог утешает и касается нашего
сердца, тогда сейчас убежит всякая
сатанинская печаль. Для того и описаны
нам падения праведных, чтобы и
добродетельные, и грешники получили от
них величайшую пользу. Грешник не
приходит в отчаяние и безнадежность,
видя, что другой пал и, однако же, мог
опять восстать, а добродетельный будет
ревностнее и благонадежнее: когда он
увидит, что многие из тех, которые гораздо
лучше его, пали, то, вразумляемый страхом
их падения, будет всегда бдителен и
покажет великую внимательность к самому
себе. И, таким образом, один, усовершенствуясь
в добродетели, а другой, грешник,
избавляясь от отчаяния, первый будет
стоять твердо, а последний скоро
возвратится в то состояние, из которого
ниспал.
Итак, древние повествования
писаний подают всем желающим достаточное
для скорбящих врачевство как в обстояниях
греховных, так и в приключающихся
опасностях. В болезнях телесных, если
больной смотрит на (других) больных, он
через это увеличивает свою болезнь, а
часто получает и новую болезнь: например,
некоторые, увидев больных глазами, и
сами получали болезнь от одного взгляда.
Но в болезнях душевных не так, а напротив:
частое размышление о потерпевших
одинаковые с нами бедствия облегчает
для нас скорбь о наших бедствиях. [2–2–О
покаянии, 4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|