Иоанн Златоуст:
О
покаянии ниневитян
О, удивительное чудо,
страшное для людей, но вожделенное
Ангелам! Представь вместе со мной многое
множество мужей, и жен, и детей, облекшихся
во вретище, собравшихся вместе, оставивших
обычные занятия и человеческие дела;
(представь), что никто ничего не делает,
а все вместе воссылают моления, плач и
вопль к небу. Представь исчезнувшим
неравенство между господами и слугами,
между начальниками и подчиненными;
представь царя, в таком же одеянии
находящегося среди народа и совершающего
служение Богу, как какое-либо государственное
дело. Это слово дошло, говорит, до царя
Ниневии, и он встал с престола своего,
и снял с себя царское облачение свое, и
оделся во вретище, и сел на пепле (Иона
3, 6). <...>
Раны пурпура он врачует
вретищем; грехи трона очищает сидением
на пепле; болезнь гордости врачует
скромностью одежды, постом — раны
роскоши. И показав это самым делом, он
побуждает всех к такому же усердию чрез
особое объявление. И повелел провозгласить...
чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы
ничего не ели, не ходили на пастбище и
воды не пили (ст. 7). Новый царский закон:
как врач, он назначает больным воздержание
от пищи, а лучше — апостольским
постановлениям о благочестивом посте
подражает этот роскошный законодатель,
повелевая бессловесным участвовать в
посте людей для того, чтобы, при посредстве
невинной природы, приобрести большую
милость Божию. И чтобы покрыты были
вретищем люди и скот (ст. 8).
О, небесный строй! О,
воинство, приводящее в страх демонов!
Горько стало диаволу, когда он увидел
все свое войско обратившимся к Богу и
воюющим с демонами, когда в эту борьбу
вступили и дети и жены, малолетние вместе
с взрослыми, когда бессловесные животные
в качестве соратников были привлечены
к воинскому строю. <...> Дерзайте,
ниневитяне, дерзайте! Человеколюбивый
Царь воюет с нами; только победив упорных
своих врагов, Он, оставив гнев, делается
благодетелем их. [12–2–доп. 2]
***
За словами следовали
соответствующие дела: пост, вретище,
усердная молитва, слезы, удаление от
зла. Вопияли, говорит, прилежно к Богу,
и обратился каждый от пути своего
лукавого и от неправды сущей в руках
их.
Обращаются к любомудрию,
к самым высшим вопросам любомудрия, и
венец добродетели делают основанием
добродетели. Каждый старался исполнить
всякое доброе дело, всего более угодное
Богу. Видели начавшуюся войну неба с
ними и укрепили себя добрыми делами,
как стену. Сверкавшим вверху молниям
они противопоставили внизу молитвы и
прошения; ударам грома — звуки песнопений.
Пост сделался для них крепкою башнею.
Потоками слез смыли множество грехов.
Врагов сделали друзьями, чтобы примириться
с Богом. Сами оставили гнев на оскорбивших
их, чтобы прекратить гнев на них Владыки.
Книгу долгов разорвали здесь, чтобы там
получить отпущение грехов. Дали рабам
свободу, чтобы самим освободиться от
наказания. Делились с бедными имуществом,
чтобы сделать безопасным свое достояние.
Бросив роскошь, держались воздержания.
Избегая своеволия, полюбили скромность.
Возненавидев кичливость, приняли все
вид скромный и печальный. Занимавшиеся
торговлей, договорами и всякими делами
служили Богу. <...> У всех был один
предмет забот — спасение. Все — богатые
и бедные — стремились и хлопотали об
одном — о (сохранении) жизни. Все не
относящееся к этому оставлялось как
бесполезное и худое. Неизвестно было
спасение и, как желаемое, было предметом
усердного искания. Не надеялись на успех
покаяния и, как желающие жить, всецело
отдались всякому доброму деланию.
<...> О всемогущее
покаяние! Совершается оно на земле и
производит перемену на небесах. Так и
мы, возлюбленные, покаемся; так и мы
будем поститься; присоединим к посту
добрые дела; не будем делать худого,
убоимся угрозы геенной; путем покаяния
будем стремиться получить от Бога
спасение. [12–2–доп. 2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|