Иоанн Златоуст: И что легче,
скажи мне,
как перестать
гневаться на оскорбившего?
Разве нужно для этого
пускаться в дальний путь? Тратить деньги?
Упрашивать других? Довольно только
захотеть, и дело кончено. Того ли
стыдишься, скажи мне, что первый получишь
пользу? Стыдиться должно противного —
коснения в страсти (гнева) и выжидания,
чтобы оскорбивший пришел примириться:
вот это для тебя и стыд, и позор, и вред
величайший, потому что кто первый придет,
тот все и получит.
Если ты перестанешь
гневаться, будучи упрошен другим, то
ему и вменяется этот подвиг, потому что
ты исполнишь заповедь (о примирении) не
из покорности Богу, а из угождения тому
человеку. Но если тогда, когда никто не
упрашивал тебя, когда и сам оскорбитель
не пришел к тебе и не просил (прощения),
ты, выбросив из ума всякий стыд и всякую
медлительность, сам поспешишь к
оскорбившему тебя и прекратишь вражду,
то этот подвиг будет весь твой и ты
получишь всю награду. Если скажу я тебе:
постись — ты представляешь мне в свое
извинение немощь телесную; если скажу:
подавай бедным — указываешь на воспитание
детей и бедность; если скажу: ходи в
церковь — на житейские заботы; если
скажу: слушай наставления и понимай
смысл поучения — на свою простоту; если
скажу: исправь другого — говоришь, что
«он советов моих не послушает, потому
что слова мои не раз уже были не уважены».
Пустые, конечно, это
предлоги, но, по крайней мере, можешь ты
иметь хоть предлог; а если скажу: перестань
гневаться,— на какой из этих предлогов
можешь указать? Не можешь указать ни на
слабость тела, ни на бедность, ни на
простоту, ни на недосуг, ни на что-либо
другое: так этот грех более, чем всякий
другой, не извинителен! [2–2–20]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|