Иоанн Златоуст: Грех и покаяние
Существует две вещи: грех и покаяние. Грех — это рана; покаяние — лекарство.
В грехе — стыд, в грехе — позор; в покаянии — дерзновение, в покаянии — свобода,
в
покаянии — очищение от греха. Выслушайте со вниманием. За грехом
следует стыд; спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил
порядок и соединил свободу с грехом, а стыд — с покаянием. Есть рана, и
есть лекарство. В ране — гниение, лекарство обладает средством очищать
гниение. Разве в лекарстве гниение? Разве в ране спасительное средство?
Не имеет ли это свой порядок, то — свой? Можно ли переменить это на то, а
то — на это?
Но обратимся теперь к грехам души. В грехе есть стыд, в
грехе — позор, его удел — бесчестие. В покаянии — свобода, в покаянии —
пост, оправдание. Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися.
(говори ты, чтоб оправдаться). Праведник себе самого оглагольник в
первословии (праведник в первой речи своей обличает себя) (Ис. 43, 26;
Притч. 18, 17).
Диавол, видя, что в грехе
стыд (а этого достаточно, чтобы отвратить грешника от греха), в
покаянии же свобода (что в состоянии привлечь кающегося), видя это,
извратил порядок, соединив стыд с покаянием и свободу с грехом. Вот в
чем дело, говорю я. Сильное вожделение влечет кого-нибудь к публичной
женщине. Он делается пленником блудницы, приходит в публичный дом, без
стыда, не краснея, соединяется с блудницей, совершает грех. В это время
нет в нем ни стыда, ни упреков. Но стыд является с концом греха: он
стыдится покаяться. Безумец! Когда соединялся с блудницей, не стыдился, а
когда идешь на покаяние, тебе стыдно? Диаволовы это козни. Он позволяет
ему в то время, когда грешит, не только не стыдиться, но делать это на
глазах всех, потому что знает, что он убежит от греха, если ему будет
стыдно; в покаянии же он заставляет его испытывать стыд, потому что
знает, что, стыдясь, он не станет каяться. То и другое производит зло,
задерживает раскаяние, влечет ко греху. [12–2–35]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|