Иоанн Златоуст: Корень
всех зол есть сребролюбие
Все Писание, говорит
апостол, богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления,
для наставления в праведности, да будет
совершен Божий человек, ко всякому
доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17),
а не так, чтобы одно он имел, а другого
не имел: такой еще не совершен. Какая,
например, польза, скажи мне, если кто
молится прилежно, а милостыню подает
не щедро? Или щедро подает милостыню,
но лихоимствует и притесняет других
или подает только на показ людям и ради
похвалы от зрителя? Или хотя подает
милостыню с полным усердием и для
благоугождения Богу, но этим самым
превозносится и высокомудрствует о
себе? Или смиряется и соблюдает посты,
но при этом сребролюбив, любостяжателен
и, будучи привязан к земле, вводит в душу
свою мать всех зол? Ведь корень всех зол
есть сребролюбие. Будем страшиться его,
будем убегать этого греха. Сребролюбие
возмутило всю вселенную; все привело в
беспорядок; оно удаляет нас от блаженнейшего
служения Христу: Не можете, говорится,
служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24), потому
что маммона требует совершенно противного
Христу.
Христос говорит: подай нуждающимся,
а маммона: отними у нуждающихся;
Христос
говорит: прощай злоумышляющим на тебя
и обидящим, а маммона, напротив:
строй козни против людей, нисколько не
обижающих тебя;
Христос говорит: будь
человеколюбив и кроток, а маммона,
напротив: будь жесток и бесчеловечен,
считай ни за что слезы бедных,— и таким
образом в день суда сделает страшным
для нас Судию.
Тогда все наши деяния
предстанут пред нашими глазами: обиженные
и обнаженные нами лишат нас всякого
оправдания. Если Лазарь, нисколько не
обиженный богачом, а только не получивший
от него помощи, сделался строгим его
обвинителем и не допустил богатого
получить какое-либо снисхождение, то,
скажи, какое оправдание будут иметь те,
которые не только не подают милостыни
из своего имущества, но еще присваивают
себе чужое и разоряют дома сирот?[8–1–40–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |