О труде по стяжанию добродетели
Вначале
Бог даровал нам жизнь, свободную от заботы и чуждую трудов, но мы не
воспользовались как должно этим даром, а развратились по нерадению и
лишились рая. Тогда-то Бог соделал уже жизнь нашу многотрудной и в
оправдание Свое перед родом человеческим как бы так говорит: Я даровал
вам сначала наслаждения, но вы от своеволия сделались худшими; поэтому Я
определил наложить на вас труды и пот. Когда же и труды не обуздали
нас, Он дал закон, содержащий в себе заповеди, наложив на нас, как на
коней неукротимых, узды и путы, чтобы удержать порывы, как делают
укротители коней. Вот почему жизнь наша сопряжена с трудами, так как без
трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может
бездействовать, а иначе легко преклоняется к злу. Положим, например, что
человеку целомудренному или отличающемуся какою-либо другой
добродетелью не нужны были бы никакие подвиги, а он бы и спал, и, однако
же, во всем успевал: к чему бы привело такое ослабление? Не к гордости
ли и высокомерию? Да для чего же, говоришь ты, со злом сопряжено великое
удовольствие, а с добродетелью великий труд и тягость? Но какая же была
бы тебе и благодать или за что же бы ты получил награду, если бы это
было дело не трудное?..
Видишь, что душа
более расположена бывает к тому, в чем более утруждается. Потому и Бог
соединил с добродетелью труды, желая прилепить к ней душу. Потому-то мы
удивляемся добродетели, хотя сами ее и не исполняем, а порок порицаем,
хотя он кажется и весьма приятен. Ты спросишь: почему мы не удивляемся
людям, добрым по природе, а более тем, которые таковы по свободному
произволению? Это потому, что справедливость требует предпочитать
трудящегося нетрудящемуся. А почему, скажешь, мы ныне трудимся? Потому
что ты не хотел вести благоразумно жизнь без трудов. Если исследовать
внимательно, то ведь бездействие и без того обыкновенно развращает нас и
причиняет много трудов… [8–1–36–2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|