Иоанн Златоуст: О покаянии
Покаяние,
тяжкое и страшное для грешника, есть исцеление прегрешений, истечение
слез, уничтожение неправды, дерзновение к Богу, оружие против диавола,
меч, отсекающий ему голову, надежда на спасение, отнятие отчаяния. Оно
открывает небо, вводит в рай, побеждает диавола… Ты праведен? Не падай.
Грешник? Не отчаивайся… Я не перестану говорить тебе следующее: если ты
каждый день грешишь, каждый день кайся. То же самое, что мы делаем в
ветхих домах: когда они разрушаются, мы убираем разрушающееся и
поправляем новым, никогда не переставая заботиться. Если сегодня ты
пришел в ветхость от греха, восстанови себя назавтра покаянием. Но можно
ли, скажут, спастись покаянием? Да, обязательно. Неужели я, всю жизнь
проведший в грехе, если покаюсь, получу спасение? Да. Чем это доказать?
Человеколюбием Господа. Могу ли я питать доверие к твоему покаянию
только? В состоянии ли твое покаяние уничтожить столько зла? Если бы
было одно покаяние, тогда ты в самом деле должен трепетать. Но когда к
покаянию примешивается Божие милосердие, мужайся. Нет меры Божию
милосердию; никаким словом не выразить Его благости. Есть мера для твоей
порочности, но для исцеляющих средств нет меры. Твоя порочность, какая
бы она ни была, есть все-таки человеческая порочность; милосердие же
Божие неизреченно. Мужайся, потому что твое зло побеждено. <...>
Если бы тебе было предложено лекарство, и оно не очистило бы твоего
тела, не возьмешься ли ты за него на другой день снова? Допустим,
дровосек хочет срубить дуб. Он берет топор, подрубает корень; давши один
удар, разве он не даст другой, если дерево не упадет? Разве не даст
третий, четвертый, пятый, десятый? Так и ты делай. Слово мое — это
топор; ты уже однажды слышал это. Но разве может упасть в один день то,
что врастало своими корнями столько времени? Если оно не упадет за два
раза, за три, за сто — и то неудивительно. Сруби хотя одно дурное, но
имеющее над тобой власть дело, хотя одну дурную привычку. [12–1–35]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|