Иоанн Златоуст: Тщеславие может погубить все
Хотя
бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить
все. Итак, если мы желаем похвал, то будем искать похвал от Бога.
Похвала от людей, какова бы она ни была, как скоро является, тотчас и
исчезает, а если и не исчезает, то не приносит нам никакой пользы, а
часто происходит и от превратного суждения. <...> Если же мы
желаем, чтобы окружала нас толпа народа, чтобы взоры ее были на нас
обращены, то вникнем в сущность этого, и мы найдем, что это не имеет
никакой цены. Словом, если ты любишь быть в обществе, то привлекай к
себе сонм Ангелов, будь страшен бесам, тогда и не будешь нисколько
заботиться о молве человеческой; всякий блеск будешь попирать, как грязь
и прах; тогда-то и увидишь ясно, что ничто так не делает душу
бесславной, как славолюбие. Да и невозможно, никак невозможно любящему
славу не жить жизнью страдательной; напротив, подавляющий в себе
славолюбие не может не подавить вместе с тем и множество других
страстей: побеждающий эту страсть преодолеет и зависть, и сребролюбие, и
прочие тяжкие недуги.
Но как, скажут,
нам преодолеть эту страсть? Преодолеем, если будем иметь в виду иную
славу, славу небесную, которой земная силится лишить нас. Та слава еще и
здесь прославит нас, и будет сопутствовать нам в будущей жизни, и
освободит нас от всякого рабства плоти, которой мы ныне так бедственно
служим, всецело предавшись земле и делам ее. <...> Какая же будет у
нас надежда спасения, если, живя на земле Божией, мы не печемся о
предметах божественных? Тогда как нам повелено быть здесь странниками,
мы скорее странники для небес, а для здешних мест — жители. Что может
быть хуже такой бесчувственности
? Слыша каждый день о Суде и
Царстве, мы подражаем современникам Ноя и жителям Содома и ожидаем,
чтобы нас вразумили такие же опыты. А ведь о них все и написано для
того, чтобы, кто не верует в будущее, тот из событий прошедших получил
ясные доказательства относительно будущих. [1–8–38–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|