Иоанн Златоуст: Итак, не будем превозноситься
Будем
называть себя непотребными, чтобы быть благопотребными. Если ты сам
называешь себя достойным похвалы, то ты непотребен, хотя бы и в самом
деле был достоин похвалы; напротив, если ты сам называешь себя
непотребным, сделаешься благопотребным, хотя бы был недостоин похвалы.
Вот почему должно забывать о своих добрых делах.
Но
ты скажешь: как можно не знать того, что нам совершенно известно? Что
ты говоришь? Ты непрестанно оскорбляешь Господа, живешь в неге и веселии
и не знаешь того, что ты грешил, предавая все забвению, а не можешь
позабыть о своих добрых делах? Хотя страх гораздо сильнее, но у нас
бывает напротив: каждый день оскорбляя Бога, мы не обращаем на то и
внимания, а если подадим бедному хотя малую монету, то носимся с этим
постоянно. Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище.
И как одежда и золото, если мы раскладываем их на торгу, привлекают
многих злоумышленников, а если убираем и скрываем их дома, то
соблюдаются в полной безопасности, так если и добрые свои дела мы
постоянно держим в памяти, то раздражаем Господа, вооружаем врага и
возбуждаем его к похищению, а если никто не будет знать их, кроме Того,
Кому надлежит знать, то они пребудут в безопасности.
Итак, не хвались постоянно своими добрыми делами, чтобы кто-нибудь не лишил тебя их, чтобы с тобою не случилось того же, что было с фарисеем, который носил их на языке своем, откуда и похитил их диавол. Хотя он и с благодарением вспоминал о
них и все возносил к Богу, но и это не спасло его, потому что
благодарящему Бога неприлично поносить других, показывать свое
преимущество пред большинством и превозноситься пред грешниками. Если ты
благодаришь Бога, то тем только и довольствуйся; не говори о том людям и
не осуждай ближнего, потому что это уже не есть дело благодарности. [7–1–3–5]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |