Иоанн Златоуст: Жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4)
Итак,
евангелист сперва поучает нас о создании, потом говорит и о духовных
благах, дарованных нам с пришествием Спасителя, и означает их одним
словом: жизнь была свет человеков. Не сказал: была свет иудеям, но —
всем людям, потому что не иудеи только, а и язычники получили познание о
Нем, и свет этот прилагается в общение всем. Но почему евангелист не
присоединил сюда и Ангелов, а сказал только о людях? Потому что у
евангелиста теперь слово о роде человеческом, и потому что Спаситель к
нему пришел благовествовать благая. И свет во тьме светит (ст. 5). Тьмою
здесь называется и смерть, и заблуждение. Свет чувственный сияет не во
тьме, а когда нет тьмы, но проповедь евангельская светила среди мрака
заблуждения, все облегавшего, и рассеивала его. Свет этот проник и в
самую смерть и победил ее, так что уже одержимых смертью избавил от нее.
Итак, поелику ни смерть, ни заблуждение не преодолели этого света, но
он всюду блистает и светит собственною силою, то евангелист и говорит: и
тьма не объяла его.
Да он и неодолим и
не любит обитать в душах, не желающих просвещения. Но, если он не всех
объемлет, ты не должен этим смущаться. Бог приближается к нам не с
принуждением, не против нашей воли, но по нашему желанию и
благорасположени
ю. Не заключай дверей для этого света — и получишь
много наслаждения. А приходит к нам этот свет посредством веры и,
пришедши, в обилии просвещает того, кто приемлет его.
И
если ты представишь ему чистую жизнь, он постоянно будет обитать в
тебе. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, говорит Спаситель, и Мы
придем к нему (Я и Отец мой) и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Как
никто не может пользоваться светом солнечным, не открывая глаз, так
никто не может участвовать в этом просвещении, не отверзая вполне очей
души и не изощрив их во всех отношениях. А как это можно сделать? Очищая
душу от всякой страсти. Грех есть тьма, и тьма глубокая; и это видно из
того, что он совершается безрассудно и тайно. [8–1–5–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|