Иоанн Златоуст: О рождении по благодати
Итак, евангелист, повсюду отвергая принуждение и показывая свободу воли и самостоятельност
ь
человека, то же самое высказал и теперь. И в этих самых тайнах одно
принадлежит Богу — даровать благодать, а другое человеку — показать
веру. Но затем требуется от человека еще много заботливости: для
сохранения чистоты для нас недовольно только креститься и уверовать, но,
если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести
достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим. Таинственное
возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в
крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе
снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости.
Потому-то (евангелист) напоминает нам и о самом способе (духовного)
рождения и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его
превосходство, говоря: которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от
хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 13). И это он сказал для того,
чтобы мы, познав ничтожество и уничижение нашего первого рождения от
крови и похоти плотской, постигнув, напротив, важность и достоинство
второго рождения по благодати, возымели высокое о нем понятие, понятие,
достойное этого дара от Того, Кто рождает нас таким образом, и затем со
своей стороны показывали великое о нем попечение.
Мы
должны не мало опасаться, чтобы, последующим нерадением и пороками
осквернив это прекрасное одеяние, не быть нам изверженными из брачного
чертога, подобно пяти юродивым девам или подобно тому, кто не имел
брачной одежды. И этот человек был также в числе гостей, и был
приглашен, но как и после приглашения и такой почести оказал неуважение к
пригласившему его, то послушай, какой подвергается участи, бедственной и
многих слез достойной. Придя для того, чтобы участвовать в светлом
пире, он не только изгоняется с пира, но, связанный по рукам и ногам,
отводится во тьму кромешную, где предается вечному и непрестанному плачу
и скрежету зубов. [8–1–10–3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|