Иоанн Златоуст: И Слово стало плотию...
...говорит
евангелист, и обитало с нами (Ин. 1, 14). Сказав, что принявшие Слово
родились от Бога и сделались чадами Божьими, предлагает причину и
основание такой неизреченной почести. Причина та, что Само Слово
сделалось плотью и Господь воспринял на Себя образ раба. Будучи истинным
Сыном Божьим, Он сделался сыном человеческим, чтобы сынов человеческих
сделать чадами Божьими. Высокое в общении
с уничиженным нисколько не теряет собственного достоинства, а
уничиженное возвышается через то из своего уничижения. Так это
совершилось и во Христе...
Для чего же
(евангелист) употребил слово стало? Для того, чтобы заградить уста
еретиков. Есть такие, которые говорят, будто все, что касается
воплощения, есть только воображение, обман чувств, предположение;
поэтому евангелист, желая совершенно уничтожить их хулу, и употребил
выражение стало, намереваясь этим показать не изменение существа, нет, а
восприятие истинной плоти… Потому и пророк сказал: Все они, как риза,
обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же,
и лета Твои не кончатся (Пс. 101, 27–28). Существо это выше всякого
изменения. Нет ничего превосходнее Его, чего бы Оно могло достигать
преуспеванием. Что я говорю: превосходнее? Нет ничего равного или
сколько-нибудь близкого. Следовательно, если бы Бог изменялся, то
претерпевал бы изменение к худшему. Но тогда Он не был бы и Богом. Но да
обратится хула на голову говорящих ее. А что слово стало сказано для
того, чтобы ты не принял воплощения за вымысел, заметь это из
последующего, как (евангелист) объясняет свое выражение и опровергает
нечестивую мысль. Он присовокупляет: и обитало с нами, как бы говоря:
ничего несообразного не подозревай в слове стало.
Я говорю не об изменении этого неизменяемого Существа, а о вселении и обитании Его (среди нас)… [8–1–11–1, 2]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|