Иоанн Златоуст: Праздник, которым небо отверсто
Наступил
всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник
увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших;
праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено,
преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял,
небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на
Херувимах, рабы стали свободными, враги — чадами, иноплеменники —
наследниками. Чрез него уничтожена продолжительная вражда и долгая
война, и наступил мир, давно ожидаемый Ангелами и праведными людьми. И
Павел восклицал, говоря: Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и
разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею
(Еф. 2, 14–15). Через него воздвигнуто знамение Креста блестящее и
славное, добыча Христова, начаток природы нашей, доспехи Царя нашего.
Есть ли что-нибудь равное этому празднику? Бог на земле, человек на
небе, Ангелы сослужат людям, люди в общении с Ангелами и прочими горними
силами; демоны убегают, смерть уничтожена, рай отверст, клятва снята,
грех исчез, заблуждения изгнаны, истина снизошла. Природа, от которой
Херувимы оберегали рай, соединилась сегодня с Богом. Слыша это, оставь
уныние. Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если
это совершилось, то и все последует затем с разумной последовательнос
тью.
Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел
возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу;
родился от Жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что
отец Его стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку.
Итак,
возрадуемся и возвеселимся, с радостью
вспоминая наши блага. Если патриарх Авраам рад был видеть день
Господень, и видел, и возрадовался, тем более нам, когда мы видим Бога в
пеленах — это страшное и изумительное зрелище, следует радоваться и
веселиться, удивляться и приходить в изумление от величия такого
благодеяния. [12–2–34–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |